Вековой юбилей великой балерины Марины Тимофеевны Семеновой - грандиозное событие XXI века. Случай беспрецедентный: впервые Большой театр празднует 100-летие ныне здравствующей балерины.
Артистка балета, педагог‑репетитор Государственного академического Большого театра России, народная артистка СССР Марина Тимофеевна Семенова родилась 30 мая (по ст.ст. 17 мая) 1908 года в Петербурге в семье служащего.
Обучалась танцу в Петроградском хореографическом училище (педагог Агриппина Ваганова). Была любимой ученицей Вагановой, называвшей Семенову своим "балетным первенцем".
В 1925 году Марина Семенова окончила Ленинградское хореографическое училище и была принята в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский). Уже на следующий год она танцевала центральные партии в балетах классического репертуара. Среди ее первых партий на ленинградской сцене ‑ Наила в балете "Ручей" Делиба, Одетта‑Одиллия в "Лебедином озере" Чайковского, Аврора в "Спящей красавице" Чайковского, Никия в "Баядерке" Минкуса, Царь‑Девица в "Коньке‑Горбунке" Пуни, Раймонда в одноименном балете Глазунова.
В 1930 году балерина перешла в Большой театр. Исполняла партии в старых классических балетах, главным образом Мариуса Петипа. Сыграла огромную роль в становлении классического балета послереволюционных лет. Танец Семеновой называли "героическим", а ее облик "царственным". Ее интерпретация ролей Одетты‑Одилии в "Лебедином озере" Чайковского, Раймонды в одноименном балете Глазунова поражали блеском исполнения танцев и высоким драматизмом; в партии Никии ("Баядерка") она достигала высот трагедийности.
Одной из первых советских балерин Марина Семенова побывала на гастролях за рубежом. В 1935‑1936 годах по приглашению Сержа Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, она выступила на сцене этого знаменитого театра (партнером был сам Лифарь) ‑ три раза в "Жизели" и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Шопениана". Семенова также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета ‑ ветеранов Парижской оперы.
Снималась в кинофильмах "Концерт‑вальс" (1941) и "Большой концерт" (1951).
С 1953 года Семенова является педагогом‑репетитором Большого театра. Под ее руководством совершенствовали свое мастерство ведущие балерины театра многих поколений ‑ Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко.
В 1954‑1960 годах Марина Семенова преподавала в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов‑репетиторов в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1997 года Семенова ‑ профессор РАТИ.
В 1975 году балерине было присвоено звание "Народная артистка СССР". В 2003 году она получила Государственную премию России и была награждена призом "Benois de la danse" в номинации "За жизнь в искусстве", в 2004 году ‑ премию президента РФ в области литературы и искусства и премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".
В 2007 году Семенова была награждена национальной театральной премией "Золотая маска" "за честь и достоинство".
Заслуги Марины Семеновой отмечены тремя Орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1978 годы) и орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998 год).
Творчеству балерины посвящена книга Светланы Ивановой "Марина Семенова" (1965).
Дочь Марины Семеновой ‑ Екатерина Аксенова, в прошлом ‑ артистка балета Большого театра, заслуженная артистка России, ныне ‑ педагог‑репетитор.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников