Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Жителей российской провинции, похоже, уже не влечёт, как в былые времена, в Первопрестольную и тоска чеховских трёх сестер им непонятна. Как признался на недавнем заседании московского правительства глава комитета межрегиональных связей и национальной политики Алексей Александров, ярмарки вакансий, которые там проводятся, желаемого эффекта не приносят. А между тем, по его словам, в Москве остаются невостребованными свыше 140 тыс. рабочих мест. И это только те, что внесены в реестр городской службы занятости. На самом деле, вакансий в разы больше.
По официальным данным, столице требуется почти 12 тыс. водителей, более 9,5 тыс. слесарей, 5,6 тыс. инженеров, 2,1 тыс. врачей, да и много ещё кто. Даже около 2,6 тыс. руководителей разного уровня. Сколько же всего необходимо умелых рук и светлых голов, никому толком не известно - такие сведения надо по крупицам собирать в банках кадровых агентств, которых в городе свыше полутысячи.
У московских властей есть серьёзный повод для беспокойства. Ведь российская периферия традиционно подпитывала трудовыми ресурсами столичный регион. Именно благодаря массовому притоку из других регионов и республик создавался её индустриальный и интеллектуальный потенциал. Нынешнее благосостояние Москвы во многом создавалось силами крестьян, бежавших из своих деревень в годы коллективизации, да лимитчиков, восполнивших людские потери города после Великой Отечественной. Только с 1926 по 1989 год его население увеличилось в 4,5 раза, а несколько последних десятилетий прибавляло почти по миллиону жителей.
Последнее, беспрецедентное в новейшей истории страны, переселение народов в начале 90-х на время отодвинуло надвигавшийся кадровый кризис. Но ненадолго: сейчас, похоже, внутренние резервы исчерпаны. И это проблема не исключительно столицы, но и большинства крупных российских промышленных центров. Как отмечается в подготовленном по инициативе Представительства ООН в РФ докладе независимых экспертов, который был представлен общественности в конце апреля, масштабы внутренней миграции снизились с 4,7 млн человек в 1989-м до 1,9 млн в 2005 году. При этом более половины из них меняют место жительства в пределах своих регионов: столичные города их уже не привлекают из-за «квартирного вопроса», сложностей с регистрацией, дороговизны жизни и нестабильности.
Массовый исход из северных, сибирских и дальневосточных земель, который происходил последние полтора десятилетия и обеспечил прирост населения Центрального федерального округа более чем на миллион, к настоящему времени тоже иссяк. Единственным стратегическим резервом пока остаётся Северный Кавказ, уже многие десятилетия страдающий от хронической безработицы. Но надолго ли его хватит?
В какой-то степени восполнить дефицит можно было бы за счёт пенсионеров и людей предпенсионного возраста, а также многомиллионной армии инвалидов. Однако пока этот потенциал остается мало востребованным, да и не стоит ожидать, что в обозримом будущем работодатели обратят на него внимание. Надежды на репатриантов тоже оказались пустыми - госпрограмма по переселению соотечественников так и не заработала.
Ситуация на российском рынке труда накалена, а прогнозы ещё более неутешительны. По экспертным оценкам, потенциал трудовых ресурсов к 2015 году сократится на 8 млн человек, а к 2025-му - на 18-19 млн. Уже через несколько лет страна ежегодно будет терять более 1,3 млн работников. В то же время только для выполнения уже намеченных сейчас социально-экономических программ и проектов России требуется не менее миллиона новых рабочих и специалистов в год. Но может статься, что ей так и не удастся их заполучить: трудовые ресурсы - и для непрестижных работ, и для высокотехнологичных сфер - дефицитны уже в планетарном масштабе, и борьба между развитыми странами за обладание ими год от года будет все более ожесточённой.
Понимание того, что без эмигрантов нам никак не обойтись, приходит медленно и болезненно. От предостережений и рекомендаций учёных долгое время отмахивались, демографов, призывавших взглянуть правде в глаза, обвиняли в алармизме и отсутствии патриотизма. Пока, как говорится, петух не клюнул.
В прошлом году власти вынужденно пошли на упрощение системы легализации гастарбайтеров. Но уже в нынешнем Москва в два с лишним раза урезала квоту на привлечение иностранной рабочей силы, а затем и Белый дом сократил её в целом по России втрое. Откуда взялись такие расчёты? Как считают в научных и предпринимательских кругах, явно с потолка.
А вот и результат. Как сообщает пресса со ссылкой на Федеральную миграционную службу, уже сейчас в некоторых регионах выделенный лимит полностью исчерпан. В том числе и в Москве.
Что будет дальше нетрудно предположить. Впереди - летний строительный сезон и битва за урожай, а потому работодатели просто вынуждены будут прибегнуть к услугам нелегалов. Тем паче, что дефицита в них у нас пока нет: по подсчётам той же ФМС, таких гастарбайтеров на территории России от 5 до 7 млн. Так что все надежды вывести миграционные потоки из тени лопнут как мыльный пузырь. А главное - арифметические «просчёты» чиновников лишь усложнят и без того катастрофическую ситуацию, складывающуюся на российском рынке труда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции