МОСКВА, 28 мая - РИА Новости, Мария Ганянц. Следующая архитектурная биеннале в Москве в 2010 году привлечет большее число участников по сравнению с нынешней, надеется куратор Первой Московской биеннале архитектуры в ЦДХ Барт Голдхоорн.
"Если сделали первую архитектурную биеннале в Москве, то надо делать и вторую. Надеюсь, через два года мероприятие будет лучше и с большим числом участников. То, что происходит сейчас - это минималистский вариант", - сказал куратор в интервью РИА Новости.
Он пояснил, что деньги на первую биеннале поздно появились, бюджет оказался "довольно скромным", да и времени на подготовку было мало.
"Если бы бюджет был больше, то у меня было бы больше возможностей все грамотно организовать и биеннале делалось бы не за три месяца", - добавил он.
Голдхоорн отметил, что особых различий между европейскими и московской биеннале нет, так как по содержанию любая архбиеннале - это сбор проектов.
"Что такое стандартная биеннале архитектуры? Все они похожи, потому что есть не много способов выставить проекты, макет, картинка, проекция. Иногда делают инсталляции, но это уже не совсем архитектура, а почти искусство. В Москве мы не стали экспериментировать, так как на подготовку было отведено мало времени, приняли классический подход: все проекты представлены на картинках и проекциях", - продолжил собеседник агентства.
Главным отличием, по словам Голдхоорна, стало то, что он лично отобрал и пригласил всех архитекторов. "Обычно в биеннале приглашается страна, которая сама выбирает участников форума и ищет финансирование. В случае с московским проектом я сам выбрал 15 дизайнеров", - отметил он.
Куратор пояснил, почему на биеннале в Москве нет мега-звезд вроде Нормана Фостера и Захи Хадид, которые приезжали на "АРХ Москву" раньше: "Элита архитектуры, как правило, не занимается массовым жильем (основной темой московской биеннале), к этой области архитекторы проявляют интерес в начале карьеры. Я хотел выбрать тех архитекторов, которым эта тема близка и им есть что-то сказать".
Он добавил, что столкнулся с проблемой, когда в некоторых странах было очень сложно найти кандидатуры для участия в московской биеннале. "Например, американский архитектор так и не приехал, ему это было не интересно, так как в США практически нет массового жилья, а социальное жилье для бедных довольно непрезентабельно с точки зрения архитектуры. А вот в Голландии, напротив, я мог бы найти несколько десятков крупных специалистов, потому что в этой стране всех тема доступного жилья занимает. В Нидерландах из-за недостатка земли почти все жилье массовое", - пояснил куратор.
Он добавил, что никто из приглашенных архитекторов не отказался от приглашения и лишь один участник "застрял" на таможне.
Барт Голдхоорн - архитектор и издатель - родился в 1963 году в Девентере, Нидерланды. С 1981 по 1989 год учился на архитектора в Дельфтском архитектурном университете. В 1985 году прошел один семестр в Берлинском университете. С 1985 по 1988 год являлся соредактором журнала по теории и истории архитектуры OASE, потом работал в архитектурной студии OSA в Амстердаме, где занимался дизайном и воплощением проекта дома престарелых в Эммелорде и частного офисного здания в Ассене.
С 1991 по 1993 год являлся членом редакционной коллегии журнала Archis. В 1993 году получил стипендию Fonds voor Beeldende Kunst, Bouwkunst en Vormgeving в Амстердаме, предназначенную для годичного проживания в Москве. С 1994 по 1996 год работал в Нидерландском архитектурном институте в Роттердаме.
В 1995 году получил грант от IKEA Foundation на выпуск журнала "Проект Россия" - двуязычного издания о российской архитектуре, урбанизме и дизайне. Первый номер журнала вышел в сентябре 1995 года. До сегодняшнего дня является издателем и главным редактором "Проекта Россия", ставшего ведущим российским профессиональным изданием по архитектуре. С 1999 по 2000 год работал соредактором журнала Forum в Амстердаме.
В 2000 и 2001 годах совершил лекционный тур Homo Ludens по 16 городам России, посвященный голландской архитектуре и урбанизму.
С 2001 года является соиздателем журнала "Проект Классика" - журнала о классических произведениях архитектуры и дизайна, а также издателем и главным редактором журнала "Проект International" - русскоязычного издания о зарубежной архитектуре, урбанизме и дизайне.
Живет и работает в Москве и Амстердаме.