МОСКВА, 27 мая - РИА Новости. Инфляция в текущем году растет темпами, почти вдвое больше прошлогодних, однако правительство поставило себе жесткий ориентир в 10,5% и намерено его достичь, заявила РИА Новости глава департамента долгосрочного финансового планирования Минфина РФ Оксана Сергиенко во вторник.
"Если среднесуточные темпы прироста цен сохранятся, какие они в последние дни, а они немного замедлились, то инфляция в мае составит около 1,2%. И тогда с начала года она составит 7,6% против 4,6% в прошлом году (за январь-май)", - сказала она, напомнив, что в прошлом году в мае инфляция была 0,6%.
"То есть, если посмотреть последние результаты, то средние темпы роста потребительских цен в 1,7 раза выше прошлогодних", - констатировала Сергиенко. В 2007 году инфляция составила 11,9%.
Однако, продолжила она, запланированный российскими властями по итогам текущего года "целевой ориентир по инфляции в 10,5% - достаточно жесткая цель".
"И мы должны обеспечить ее исполнение в оставшиеся месяцы года", - подчеркнула она, подсчитав, что на инфляцию тогда остается не более 2,7% в оставшиеся семь месяцев.
Главное зло искореняют жестокостью
Статистические показатели за четыре месяца свидетельствуют, что экономика показывает "достаточно хороший динамический рост": растет промпроизводство темпами выше прошлогодних, инвестиции и товарооборот, сказала позже на брифинге для журналистов Сергиенко.
"Самым негативным итогом, который мы имеем за четыре и уже - за пять месяцев, это инфляция", - констатировала она.
Представитель Минфина предложила посмотреть на качество экономического роста, а для этого следует проанализировать спрос и предложение.
Внутренний спрос в РФ в 2006-2007 годах рос ежегодными темпами по 15%, "то есть примерно в два раза выше возможностей удовлетворения за счет внутренних источников", отметила Сергиенко. Неизбежным следствием такой ситуации, по ее словам, является сначала инфляция, а затем - и замедление экономического роста.
Стимулирует внутренний спрос, во-первых, слишком мягкая денежно-кредитная политика, из-за ставок которой в банковской системе появляются "дешевые" деньги и бурный рост кредитования.
Высокие цены на нефть, высокий приток капитала формируют избыточную ликвидность на российском рынке, которую власти пытаются изымать и через Стабфонд, и через политику Центробанка (253 миллиарда рублей в 2006 году, и 312 миллиардов рублей в 2007 году). Но, несмотря на это, рост денежного предложения все равно составил порядка 47% в прошлом году, заметила Сергиенко. Для сравнения: в странах с похожими экономическими условиями рост этого показателя составил 12-20%.
По оценкам Минфина, неинфляционным ростом денежного предложения был бы прирост не более 35% в год. Министерство исключает резкие колебания в денежно-кредитной политике, но считает целесообразным постепенный переход к ужесточению нынешней политики. О возможности такого постепенного перехода уже говорили и в ЦБ РФ, напомнила Сергиенко.
Аукционы госкорпорации добавили инфляции
Между тем, продолжила представитель Минфина, хотя в экономике в целом был избыток средств, удорожание внешнего рефинансирования из-за кризисных явлений на мировых рынках вызвало "фрагментарный дефицит ликвидности". Некоторые банки оказались в не очень хорошей ситуации, напомнила она, что побудило денежные власти предпринять ряд мер по сохранению ликвидности. Между тем, добавила Сергиенко, по экспертным оценкам, ситуация нормальная и способствует оздоровлению банковской системы.
Факт остается фактом: через различные механизмы финансовый рынок может получить порядка триллиона рублей, сказала Сергиенко. Так, власти дали возможность получить финансовому рынку для размещения средства государственных корпораций и федерального бюджета (через аукционы Минфина).
"Но, в принципе, и ставки, и спрос, который предъявляли банки на аукционе, показали, что дефицита с ликвидностью нет. Напротив, эти меры послужили одним из факторов напряженной ситуации с ликвидностью, с инфляцией, которая и без того напряженная в условиях нестабильной ситуации и бурного роста цен на продовольственных мировых рынках", - констатировала глава департамента Минфина.
Другими факторами инфляции стала бюджетная политика и форсированный рост внешних заимствований частных компаний. Это все и обеспечило монетарную инфляцию и не позволяет добиться сокращения роста потребительских цен в целом.
При тарифной политике, которую осуществляет российское правительство, монетарная инфляция должна снижаться на 1 процентный пункт, а она не только не снижается - она растет, заметила Сергиенко.
Цены съедают рост
Итак, стимулирование внутреннего спроса (без возможностей удовлетворить это Россией самостоятельно) ведет к росту импорта, а это - к несбалансированному экономическому росту, продолжила свои объяснения глава департамента.
"Дальше продолжение такой тенденции, ускорение инфляции и рост импорта, приведет к замедлению экономического роста и к ухудшению его качества", - подчеркнула Сергиенко.
Она предложила обратить внимание на то, что в номинальном выражении зарплата выросла за четыре месяца текущего года на 28% против прошлогодних за этот период 27,5%, а вот реальные доходы населения уменьшились с прошлогодних 18,4% до нынешних 13,1% в январе-апреле.
"Вот что значит - инфляционное раздувание экономического роста. Реально мы получаем меньше, а покупательная способность просто тает на глазах", - констатировала Сергиенко. Она подчеркнула, что это лишь подтверждает необходимость сбалансированного роста в условиях низкой инфляции.
"Долгосрочный экономический рост - это инвестиции сегодня, а инвестиции сегодня - это сбережения вчера", - сказала глава департамента. Но инфляция не дает стимулов для сбережений населения и не дает формировать ресурсную базу для финансового рынка. А это - держит формирование "длинных" денег, то есть, кредитов для экономики на срок более трех лет.
Ежегодное неисполнение инфляции и систематический пересмотр целевых показателей в свою очередь формируют инфляционные ожидания и тоже стимулируют рост цен, отметила она.
ВВП: и качество, и количество
"Основная задача Минфина и на три года, и на 15 лет заключается в обеспечении устойчивого экономического роста", - заявила Сергиенко. В настоящее время задействовать прежние резервы для экономического роста уже нельзя (например, низкая зарплата позволяла экономить на расходах на рабочую силу), пояснила она.
"Теперь нужно найти новые резервы, которые позволили бы обеспечить не просто устойчивый рост экономики, но и делало бы этот рост качественным", - сказала представитель Минфина.
Для этого надо учитывать и повышение доли фонда оплаты труда в себестоимости российской продукции (что снижает конкурентоспособность отечественной продукции), и демографическую ситуацию (сокращение численности), и необходимость в росте инвестиций. Так что надо стимулировать производительность труда, вести разумную миграционную политику и способствовать привлечению инвестиций, уточнила Сергиенко.
"Деньги придут только туда, где выгодно. По капитальному счету мы будем всегда зависеть от проводимой экономической политики, от качества реформ и привлекательности нашей экономики", - отметила глава департамента.
Она заверила журналистов в том, что на качество роста экономики в целом и в отраслях - по отдельности Минфин будет обращать особое внимание в ближайшие годы.