Рейтинг@Mail.ru
Ядерный дуализм Ирана - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ядерный дуализм Ирана

Читать ria.ru в
Дзен
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана снова стала напряженной. Связано это с последним докладом генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда эль-Барадеи.

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

Ситуация вокруг ядерной программы Ирана снова стала напряженной. Связано это с последним докладом генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда эль-Барадеи. Он еще не обнародован, но некоторые положения просочились в СМИ. И, если верить утечке, в иранской ядерной головоломке появились некоторые новые детали, с которыми сложить ее будет еще труднее.  

МАГАТЭ в очередной раз обвинило Тегеран в том, что он не дает агентству «подкрепленных объяснений» по своей ядерной программе, отказывает в доступе  к документам и лицам, которые могли бы подтвердить, что его «деятельность имеет исключительно мирные намерения». В принципе это было и раньше. Но в противоборстве Ирана и МАГАТЭ крайне важны нюансы. В них вся суть. Насколько серьёзно нынешнее обострение ситуации, и главное - насколько оно неожиданно?

Генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи в своих предыдущих докладах отмечал прогресс в выяснении остающихся вопросов относительно прежней иранской ядерной деятельности. Но при этом, эль-Барадеи неизменно подчеркивал, что к Тегерану остаются вопросы относительно его прежней ядерной деятельности. Не проясненными оставались и остаются  военные аспекты ядерной программы, которыми в прошлом «предположительно занимались иранские физики - ядерщики». Именно на этом единственно «незакрытом вопросе» в иранском досье, чем же все-таки «занимались иранские атомщики»,  и делался акцент в последнем (22 февраля 2008 г) докладе директора МАГАТЭ.

Тегеран сделал вид, что этот аспект несущественен, коль скоро ему удалось закрыть куда более важные, такие как «следы плутония» и прочее. Но это - не совсем так или, вернее, совсем не так.  Разведслужбы США и Запада предоставили в распоряжение МАГАТЭ информацию и относительно иранского проекта выработки оружейного урана, и относительно проведенных испытаний взрывчатых веществ, а также по разработкам боевой части ракеты, входящей в плотные слои атмосферы.

Последнее подозрение особенно неприятно для Тегерана. Разработку самой такой ракеты, могущей  войти и преодолеть плотные слои атмосферы, можно всегда объяснить развитием космической национальной отрасли. Но вот чем объяснить разработки её боевой части? Понятно, что боевые части для подобных  ракет разрабатываются исключительно под ядерные боеголовки. Тегеран, естественно, отверг все обвинения Запада в стремлении Ирана к созданию собственного ядерного оружия, назвав переданные МАГАТЭ  данные «сфабрикованными».

Однако на этот раз доклад МАГАТЭ выглядит (по предварительной информации) заметно жестче. «По мнению агентства, Иран может располагать дополнительной информацией, в частности, по испытаниям взрывчатых веществ и ракетной деятельности, которая может пролить больше света на содержание этих исследований, которое Иран должен раскрыть для агентства», - отмечается в докладе.

На первый взгляд нынешние обвинения МАГАТЭ достаточно серьезны. Но с другой стороны, формулировка, «по мнению агентства, Иран может располагать дополнительной информацией...»,  даёт право Тегерану заявить, что он «может» и не располагать  такой информаций по той простой причине, что её нет в природе. Тегеран уже доказал свое мастерство играть на встречных курсах и с МАГАТЭ, и с Советом Безопасности ООН, требующим от него прекращения всех видов работ по обогащению урана и возвращения за стол переговоров. Тегеран все требования пока успешно игнорировал, благодаря в первую очередь, отсутствию жестких аргументов со стороны МАГАТЭ.

Ядерная программа Ирана - что двуликий Янус. С одной стороны - «нет  доказательств её военной составляющей», а с другой - «нет  гарантий», что эта «составляющая» не появится в будущем. Причем,  уже в ближайшем. Примерно  так звучали заключения генерального директора Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммеда эль-Барадеи в его последних докладах по иранской ядерной программе.      

Такие «соломоновы» вердикты очевидно и вдохновили Тегеран заявить, что все последние раунды переговоров МАГАТЭ и иранской стороны были исключительно плодотворными.  Что все подозрения и озабоченности если не сняты, то будут вот-вот, по крайней мере, до 21 августа сняты (это, якобы, назначенный МАГАТЭ конечный срок предоставления недостающей информации),  и у международного  сообщества нет оснований волноваться по поводу обогащения  урана.  Утверждения Запада о «предполагаемых исследованиях»  иранских атомщиков и прочее «беспочвенны», уже заявил  постоянный представитель Ирана при МАГАТЭ Али Асгар Солтание, комментируя публикацию в западных СМИ очередного доклада Агентства.

Солтание при этом  делает акцент на том, что инспекторы Агентства «зарегистрировали все находящиеся в Иране ядерные материалы»,  и «МАГАТЭ»  смогло беспрепятственно продолжить свои инспекции в Иране и полностью контролировать всю ядерную деятельность, в том числе процесс обогащения урана на заводе в Натанзе.

Хватит ли этих аргументов Солтание, чтобы 35 членов Совета управляющих МАГАТЭ 2 июня в Вене вынесли в очередной раз «висячий» вердикт по иранской ядерной программе?  Или все-таки вердикт будет однозначным -  либо «есть», либо «нет» этой самой военной составляющей в многострадальной иранской ядерной программе?  Ждать ответов осталось недолго.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала