Российские производители пива, несмотря на появившуюся в прессе информацию о грядущем сокращении потребления этого напитка, не торопятся снижать объемы производства. Напротив, они приобретают предприятия, продают лицензии на свои бренды и даже открывают новые заводы, как например, крупнейший за Уралом «Балтика-Новосибирск», запущенный накануне, который будет производить до 4,5 миллионов гектолитров пива в год.
О состоянии отрасли, а также о планах развития самой «Балтики» в интервью РИА Новости рассказывает президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Антон Артемьев. Беседовал Александр Куприянов.
- Некоторые эксперты говорят о тенденции сокращения потребления пива в России. Что Вы об этом думаете?
- Это ошибочное мнение, потому что рынок вырос за первый квартал 1,7%, а продажи "Балтики" выросли более чем на 2%. Причем первый квартал прошлого года был теплым, что также стимулировало спрос на пиво. Мы не предвидим сокращения потребления пива, в отличие от Западной Европы, где наблюдается тенденция падения потребления.
- Соответственно компания планирует дальнейшее увеличение производство пива?
- Необходимость увеличения мощностей будет определяться ростом рынка. Но то, что приращивать мощности нам потребуется - это абсолютно очевидно. В рамках этой стратегии можно рассматривать два проекта, которые мы заканчиваем вот сейчас - это Новосибирск и Воронеж. В Воронеже в начале июня у нас будет удвоение мощностей с 1 миллиона гектолитров в год до 2 миллионов гектолитров. Этим мы себе обеспечиваем рост на ближайшие месяцы, а дальше будем смотреть на рыночные тенденции.
У нас нет планов покупки готовых заводов в России. На сегодняшний день речь идет об увеличении производства на действующих предприятиях.
- Значит ли это, что есть вероятность расширения компании за счет приобретения зарубежных активов?
- На сегодняшний момент, кроме покупки "Баку-Кастель" (Азербайджан) у нас нет планов. Нам представляется более привлекательным продавать лицензии (на бренды Балтики) с тем, чтобы производить на месте.
Но это не всегда получается. В частности, в Азербайджане не было такого предприятия, которое бы полностью удовлетворяло бы нашим требованиями, сразу бы смогло производить нашу продукцию. Надо его дооборудовать, немного модернизировать. И что бы это сделать, оказалось проще приобрести предприятие, чтобы усилить свое присутствие на рынке.
Если это можно сделать через лицензию, как мы это сделали с дружественной нам "Сарбаст Плюс" (Узбекистан). Там абсолютно современное производство и есть все возможности производить наше пиво. Там нужно будет только сделать небольшое дооборудование для упаковки.
- Каковы сегодня основные направления развития пивных брендов?
- Главной задачей "Балтики" является максимизация результатов от существующих портфелей брендов. Сейчас мы особое внимание уделяем нашему основному бренду, ключевому - "Балтика", нашим лицензионным брендам. Особенно сильные позиции имеет наш лицензионный бренд Tuborg.
Все наши инновации хорошо принимаются рынком. Это касается и кулера и нашей литровой банки для наших лицензионных или премиальных сортов. Это и рестайлинг и "Балтики №3" и "Балтики №4". Также мы ожидаем хорошей реакции - и первая реакция уже положительная - на "Балтику-лайт".
- Выпуск пива основной бизнес компании. Вместе с тем компания выпускает также коктейли и безалкогольную продукцию. Предполагается ли развитие этого направления?
- Наши планы по диверсификации касаются, прежде всего, связанных категорий продуктов, то есть напитков. В первую очередь мы смотрим на то, в чем у нас уже есть определенный опыт: слабый алкоголь, минеральная вода. Потенциально - лимонады, но они нас в меньшей степень интересуют. Также это могут быть какие-то новинки, типа сидра или кваса. В принципе, непивное направление нас интересует.
- Когда могут появиться первые продукты в этих новых линейках?
- Я думаю в 2009 году. Во-первых, у нас уже есть существующий портфель: мы выпускаем джин-тоник Sinebrychoff, по лицензии мы выпускаем энергетик "Батарейка" и тд.
В нашей структуре исторически сложилось, что завод "Вена" в Петербурге и красноярский завод хорошо умели производить и продавать непивные напитки в национальном масштабе.
- Вы являетесь очень крупным потребителем тары, как объему, так и ассортименту. Собирается ли «Балтика» вернуться к идее строительства собственных мощностей по ее производству?
- Действительно, в сложные годы, когда ситуация на рынке банки и стеклобутылки была не простая, "Балтика" периодические возвращалась к оценке экономической целесообразности таких проектов. Сейчас мы вообще не рассматриваем такие проекты.
- Планирует ли компания привлекать средства для инвестирования своих проектов на западных рынка капитала. Например, выпуск еврооблигаций, проведение IPO?
- Таких планов у нас нет.
- В августе у компании состоится внеочередное собрание акционеров, где в повестке дня стоит вопрос смены совета директоров. С чем это связано?
- Выборы состава совета директоров естественным образом связаны с той сделкой, в которой Carlsberg купил Scottish & Newcastle. И поэтому на последнем совете директоров обсуждалась дальнейшая нецелесообразность работы в совете директоров представителей компании Scottish & Newcastle.
- Вы уже знаете, кто войдет в новый состав Совета директоров?
- Список кандидатов (в новый состав совета директоров) "Балтикой" еще не получен.
- Не приведут ли изменения в совете директоров к смене топ-менеджмента?
- Изменения в составе топ-менеджмента не предвидится.
- В начале июня состоится XII Петербургский международный экономический форум, в котором «Балтика» будет принимать активное участие. Насколько по вашим ожиданиям этот форум будет успешным?
- Стратегическая цель подобных встреч - через обсуждение и поиск эффективных форм управления экономикой обеспечить достойную жизнь жителей страны. Успех Петербургского международного экономического форума будет зависеть от того, насколько удастся, проанализировав актуальные тенденции мировой экономики и конкретные примеры экономического взаимодействия России с ближним зарубежьем, принять конкретные решения на российском и межгосударственном уровне.
- Что «Балтика» планирует получить от форума?
- «Балтика», как любой крупный экспортер, заинтересована в сохранении равноправных взаимоотношений между странами, в защите собственных интересов как производителя на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Повышение конкурентоспособности российских товаров на международном рынке - это единственный способ обеспечить жителям России достойный уровень благосостояния.
Для справки: ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - крупнейший производитель пива в России. В этом году голландская Heineken и датская Carlsberg купили британскую пивоваренную компанию Scottish & Newcastle, которая владела 50% Baltic Beverages Holding (BBH), основного (90% акций) акционера "Балтики". Вместе с тем Carlsberg также владела 50% BBH.
По договоренности с Heineken, холдинг (BBH) переходит теперь в исключительную собственность Carlsberg.
Чистая прибыль пивоваренной компании "Балтика" за 2007 год по МСФО составила 398,7 миллиона евро, выручка - 2,253 миллиарда евро,
В числе пивных брендов "Балтики" - "Ярпиво", "Невское", "Балтика", "Медовое", "Арсенальное" и другие. Кроме того компания обладает лицензиями на производство французского пива Kronenbourg, датских Tuborg и Carlsberg, и австралийского Foster's.
Непивные бренды "Балтики" - энергетические напитки Battery и "Флэш", слабоалкогольные коктейли Golden Cap, Sinebrychoff, "Индиана Джус" и "Морс-берри".