«О-о-у-а-у!» Восторженные вопли летели со всех улиц российских городов трижды меньше чем за две минувшие недели. Сначала в честь победы «Зенита», затем в честь победы наших хоккеистов над канадцами и, наконец, певцу, взявшему «Евровидение». Три стремительные победы, в чрезвычайно не простых условиях, на «чужой территории», с «численным перевесом» болевших не за нас.
Очевидно, одну лишь причину такого звездопада выделить нельзя. Ну, звезды так сошлись, что все произошло в мае. Мнительные наверняка сразу решат, что дальше за таким ворохом удач последует «черная полоса» расстройств и разочарований. Ортодоксальные патриоты заметят, что нынешние победы - следствие мудрой политики, проводимой партией и правительством, и лучшее доказательство того, что Россия действительно встает с колен. Либеральные патриоты не преминут напомнить, что Советский Союз «в области балета» тоже был впереди планеты всей, советские спортсмены брали мировые первенства, но в остальном страна оставалась непригодной для нормальной жизни нормального человека. Экономисты, наверное, добавят, что в отраслях, в которых мы одержали столь оглушительные победы, произошло накопление количественных изменений, и вот они перешли в новое качество. И приведут доводы: не будь у «Зенита» стабильного и значительного финансирования, вряд ли бы команда смогла показать такие результаты. То же и с шоу-бизнесом - это дело не дешевое. Возможно. И все же наши хоккеисты в эту экономическую схему не очень укладываются. С такими болельщиками, на канадской же территории, с такими противниками да еще при таком счете, тут одних поощрений и наказаний мало. Тут нужен дух что ли. Вера. Некое подспудное знание, что ты можешь. Не только за деньги и не только под угрозой палки.
Это вдвойне удивительно на фоне того, что по многим сферам качество исполнения наоборот сильно снизилось в последние годы. Особенно это касается именно «нематериальных» областей, сопряженных с выработкой решений, принятием программ, а также производством разных «нетленных» творений. Очень часто от совершенно разных людей можно слышать печальную констатацию, что «все работают на «отстань» (в оригинале используется более сильное словцо из ненормативного ряда), никого особо не заботит ни качество, ни стратегические последствия. Живут и работают «здесь и сейчас».
Соцветию наших невероятных побед можно дать еще несколько объяснений. Людям вправду надоело, что их все время шпыняют и сравнивают с более успешными. В том смысле, что патриотический задор (конечно, до известной степени) положительно сказывается на духе всего общества - люди не любят, когда их ежесекундно попрекают. Тогда они начинают тайно ненавидеть либо себя (и их место занимают более уверенные субъекты, если не сказать самоуверенные), либо окружающих. И то, и другое делает из них неважных конструкторов чудесного общества; возникает опасность вместо граждан получить маргиналов, рабов или тиранов. Гораздо эффективнее люди, знающие, чего они хотят, чего могут, во что верят, чего не могут и почему.
Другое объяснение более сумрачное: есть все шансы повторить советский опыт, конечно, скорректированный на время и структуру общества, когда, действительно, спорт, балет и отдельные проблески кинематографии составляли основной предмет гордости. На карту ставились здоровье, карьера, деньги, чтобы доказать: мы - лучшие. За пределами этого было унылое существование миллионов, мучительно дожидающихся пяти утра, когда по телевизору разрешат прокрутить «мелодии и ритмы зарубежной эстрады...» Если так, то в нынешнем времени мы также будем иметь спорт, иногда балет, иногда кино, которое вдруг возьмет приз на международном фестивале. Кстати, на сей счет существуют две прямо противоположные версии историков и психологов: одни говорят, что искусства развиваются именно тогда, когда затруднительным становится развитие во всех остальных, особенно «материальных», сферах. Другие наоборот, приводят в пример десятилетия стабильного и сытого существования стран, в результате чего они дали миру шедевры поэзии и живописи.
Как бы то ни было, из майских радостей вытекает очень важное следствие: как мы распорядимся нашими победами. Победа окрыляет, победа делает человека не просто феерически счастливым на две недели, она заставляет его поверить в свои силы, задает иной уровень самооценки, ставит новую планку требований к себе и рождает веру в то, что и новая цель может быть достигнута. А вера и новые цели нам сейчас нужны.
Но одновременно победа кружит голову, иногда заставляет терять ощущение реальности и сопоставимости сил. Победа заставляет думать, что ты круче всех. Как в свое время блестяще срифмовал один кавээнщик: «И сам черт ему не брат - у него в раю есть блат».
Тут, в общем, и таится главная «развилка» победы: обращается ли она внутрь (человека, общества), становясь источником новых побудительных сил и замечательных действий, или направляется вовне, чтобы указать другим их место и напомнить, кто тут круче. Наверняка в окружении каждого найдутся люди, которые где-то выиграли, победили, которым удача улыбнулась всеми 32 зубами. Есть среди них такие, за которыми хочется идти и которым нестыдно подражать. Или за которых просто хочется порадоваться. А есть индюки надутые, в упор других не замечающие и ни с кем не считающиеся...
Так происходит с людьми, так, собственно, происходит порой с обществами. Это и отличает просто сильных и удачливых от сильных и мудрых. Которые обладают умением не просто принять решение, но и найти в себе силы следовать ему и соотносить последствия этого решения с собой и с другими.
Именно поэтому сегодня важно соотнести победы нынешние с будущими. Чтобы волна удачи не превратилась в долгий период самолюбования. Мы смогли, мы молодцы, у нас получилось. Нам завидовали - канадцы едва не рыдали; решения на «Евровидении» британцы умудрились прокомментировать так, что прибалты опасаются России и потому голосовали за ее певца, а Украина - того, что ей снова нефть и газ перекроют. Теперь, вот не перекроют... И вообще, там был слишком сильный восточноевропейский и балканский блоки, которые не хотят голосовать за Западную Европу. Да, когда бронзового солдата переносили, вето на соглашение России с Евросоюзом накладывали, в НАТО вступали, Москвы не боялись; когда оранжевая революция победила, Россию не боялись. А увидели Диму Билана - испугались. Ну, слишком экстравагантно даже для британского юмора.
Поэтому зависть это одно, она есть почти всегда; возникает по-разному; бывает стимулирующей (к собственному росту), бывает разрушительной (для себя и окружающих). А вот кичливость, за которой возникает неприязнь, - это уже другое. И тут важно, чтобы восприятие наших побед не распространилось на все остальные сферы жизни, в которых, на самом деле, еще пахать и пахать. Чтобы сила победившего не превратилась в его же слабость. Победа обязывает. С того, кому больше дается, больше и спрашивается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции