Рейтинг@Mail.ru
Фейерверк на ракетном складе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фейерверк на ракетном складе

Читать ria.ru в
Дзен
Недавний пожар на складе авиационного вооружения 6-й армии ВВС и ПВО, заставил обратить внимание не только на вопросы безопасности складов, но и на вопрос: чем будут заменяться сгоревшие ракеты? И не только они - сроки замены подходят в том числе и у тех ракет, что продолжают ждать своего часа на складах.

Блог автора

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Недавний пожар на складе авиационного вооружения 6-й армии ВВС и ПВО, заставил обратить внимание не только на вопросы безопасности складов, но и на вопрос: чем будут заменяться сгоревшие ракеты? И не только они - сроки замены подходят в том числе и у тех ракет, что продолжают ждать своего часа на складах.

О том, какие именно ракеты сгорели на складе близ Лодейного Поля, официально не сообщалось, однако догадаться об этом можно, зная, что там базируется 177-й истребительный авиаполк, оснащенный самолетами Су-27. Исходя из сообщений, что на складе находились ракеты «воздух-воздух», можно сделать вывод, что это были стандартные для Су-27 ракеты Р-27 (средней дальности) и Р-73 (малой дальности).

Ракеты этих двух типов являются основным вооружением российских истребителей четвертого поколения - МиГ-29 и Су-27. Их разработка началась в 70-х годах прошлого века, а на вооружение обе ракеты приняли в середине 80-х - одновременно с появлением в строевых частях самолетов, для которых они были разработаны.

На момент принятия на вооружение обе эти ракеты опережали мировой уровень, превосходя последние разработки американских и европейских оружейников. Последующие модернизации позволили поддержать уровень - они и сегодня остаются весьма неплохими, однако, ничто не может продолжаться вечно.

Для самолетов нового поколения, появление которых в составе отечественных ВВС планировалось еще в 90-х годах, а также для модернизированных вариантов Су-27 и МиГ-29 предназначались усовершенствованные варианты Р-73 и новейшие ракеты средней/большой дальности Р-77, разработка которых началась в 80-х годах.

Распад СССР и последовавшие за ним события отодвинули перевооружение ВВС на длительный срок. В настоящее время основу истребительной авиации ВВС России по-прежнему составляют произведенные в 80-х - начале 90-х годов МиГ-29 и Су-27, вооруженные ракетами, выпущенными примерно в это же время.

Однако, «потенциальные союзники» России на месте не оставались - совершенствование авиационного вооружения ведущих западных стран продолжалось. Вслед за первыми вариантами ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, которые уступали советской Р-27 по основным характеристикам, в США были приняты на вооружение усовершенствованные версии этой ракеты, отличавшиеся более совершенной системой самонаведения, повышенной скоростью, маневренностью и дальностью. Последние варианты AMRAAM - AIM-120D - могут поражать цели на дистанциях до 200 километров, что позволяет сравнивать их c усовершенствованными вариантами Р-77 (которые в российских ВВС могут нести только немногочисленные пока модернизированные МиГ-29 и Су-27), и тяжелыми ракетами Р-37 (которыми вооружаются также немногочисленные модернизированные МиГ-31).

Появились и новые ракеты малой дальности. Недавно завершившая испытания американская ракета AIM-9X, также как и российская Р-73 может использоваться на самолетах, оснащенных нашлемной системой целеуказания. Кроме того, усовершенствованное оборудование и программное обеспечение AIM-9X позволяют ракете в режиме реального времени получать целеуказание с различных источников, что обеспечивает поражение целей, изначально находящихся вне угла захвата инфракрасной головки самонаведения. Когда будет создана российская ракета подобного рода - остается только догадываться.

Помимо постепенного отставания в ТТХ, старение ракет влечет за собой еще одну проблему - рано или поздно истекут все возможные сроки их хранения и эксплуатации, что сделает их не только небоеспособными, но и опасными «для своих». Старые твердотопливные двигатели могут взрываться на старте, кроме того, значительно повышается вероятность различных происшествий с ракетами в базах хранения. Особенно, когда это хранение, как в Лодейном поле осуществляется в деревянных укупорках под открытым небом.

Очень хочется надеяться, что инцидент, произошедший 23 мая 2008 года близ города Лодейное поле, ускорит перевооружение наших ВВС на новые ракеты (с соответствующей модернизацией авиатехники), и заставит обратить внимание на условия их хранения. Терять ракеты стоимостью в миллионы рублей из-за отсутствия нормальных защищенных укрытий, цена которых не превосходит цены одной-двух ракет - это, конечно, преступление.

70 лет назад за подобные (и меньшие) инциденты независимо от причин часто расплачивались свободой, а то и головой. Сегодня - максимум погонами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала