Сегодня Людмиле Петрушевской исполняется 70 лет. Юбилей писательницы будет отмечен специальным "Петрушевским фестивалем", который растянется почти на месяц и представит писательницу в необычном для нее амплуа певицы.
Людмиле Петрушевской в свое время удалось произвести ошеломительный эффект своей прозой и пьесами, пронизанными жизненной правдой. О ней Роман Виктюк сказал: " Свет, излучаемый Петрушевской, непобедим". Этот свет писательницы с годами только усиливается. Сегодня пьесы автора ставятся в крупнейших театрах, а книги выходят солидными тиражами по всему миру. В Баварской академии искусств Петрушевская числится среди академиков - классиков европейской культуры.
Несмотря на многочисленные достижения, писательница не перестает удивлять своих поклонников новыми творческими идеями. Как говорит сама Петрушевская, главным стимулом совершенствования является стремление "попробовать что-нибудь новенькое". Вот почему, говоря о Людмиле Стефановне, многие не знают, как ее назвать - писательницей, поэтессой, художницей, певицей или мультипликатором. В Петрушевской уживается множество талантов, и все они востребованы ее поклонниками. Но так было не всегда...
Раньше произведения Петрушевской отказывались печатать десятилетиями, а редкий спектакль, поставленный по ее пьесе, вызывал шквал гневных откликов советских критиков. Для своего времени писательница была слишком правдивой, экстравагантной, не похожей на всех.
Ей слишком рано пришлось увидеть маргинальный мир русской жизни. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в семье "врагов народа". Годы, проведенные в детдомах и у родственников, сложно назвать счастливыми. "Я сама попрошайничала и воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", - вспоминала Людмила Стефановна.
Это не могло не отразиться на ее художественном мире, в котором главными героями были обделенные люди - беспризорники, старики, одинокие женщины и алкоголики.
Петрушевская сама прожила тяжелое военное полуголодное детство, жила в детдоме под Уфой, затем вернулась в Москву, где окончила факультет журналистики Московского государственного университета.
Она рано начала писать, но долгое время не задумывалась о писательской деятельности. Первые рассказы впервые появились на страницах журнала в 1972 году и после этого Петрушевская более десяти лет не печаталась.
Три режиссера в жизни Петрушевской
В 1979 году произошло событие, которое заставило критиков обратить внимание на писательницу. По ее пьесе "Уроки музыки" Роман Виктюк поставил спектакль, оказавшийся роковым как для режиссера, так и для писательницы. Пьесу назвали "чернухой" и сняли, а театр разогнали. Однако выступления актеров продолжались, и что характерно, всегда сопровождались аншлагами.
"Мы преодолевали кошмар, абсурд жизни, мы из этой ситуации вышли победителями", - говорил Роман Виктюк.
Следующий спектакль-сенсация "Три девушки в голубом" был поставлен уже гораздо позже на сцене "Ленкома". Разрешение на спектакль Инне Чуриковой и Татьяне Пельтцер пришлось буквально вымаливать у чиновников. Эта постановка Марка Захарова до сих пор считается одной из самых запоминающихся в репертуаре "Ленкома".
Для другого театрального режиссера - Олега Ефремова - союз с драматургом Петрушевской был не менее успешным. "Он читал все мои пьесы, он настоятельно просил написать второй акт в "Чинзано" - вспоминала Петрушевская. К сожалению, Ефремов за свою недолгую жизнь успел поставил всего одну пьесу Людмилы Стефановны - "Московский хор".
Художница, певица и просто муза
После перестройки пьесы Петрушевской стали ставить во всех крупных театрах, а ее книги наконец появились на прилавках магазинов. Сегодня Людмила Стефановна пробует себя в новом для себя направлении - создании мультфильмов. Когда-то Петрушевская написала сценарий для мультфильма Юрия Норштейна "Сказка сказок", который в последствии был признан лучшим в истории анимации. Теперь же писательница самостоятельно рисует мультфильмы в собственной Студии ручного труда. "Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!" - говорит Петрушевская.
Еще одно увлечение Людмилы Стефановны - музыка. Она может спеть перед публикой все - от рэпа до джаза. Во время своего юбилейного фестиваля Петрушевская готовится предстать в амплуа певицы кабаре и исполнить на русском языке песни Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Эллы Фитцджеральд и Дины Дурбин.
К юбилею писательницы ее сын - режиссер Федор Павлов-Андреевич - готовит особый подарок. Кульминацией "Петрушевского фестиваля" станет его спектакль по произведению Петрушевской - "Черное пальто". Спектакль должен получиться в ритме танца с "непрерывным безостановочным движением действующих лиц".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников