МОСКВА, 26 мая - РИА Новости, Мария Ганиянц. Два крупнейших европейских аукционных дома - австрийский Dorotheum и шведский Bukowskis примут участие в пятом Московском международном салоне изящных искусств, который пройдет в ЦВЗ "Манеж" с 27 мая по 2 июня, сообщил в интервью РИА Новости организатор мероприятия и президент Art Culture Studio Ив Бувье.
"В последние годы мир искусства значительно расширился как в географическом, так и в экономическом плане, и между аукционами и галереями наметилось определенное противостояние. Мы сознательно включили в юбилейный Салон аукционы Dorotheum и Bukowskis, чтобы продемонстрировать: арт-рынок настолько разнообразен, что место в нем найдется для всех", - сказал Бувье.
По словам собеседника агентства, явное противостояние галерей и аукционов началось несколько лет назад, когда аукционные дома перестали играть роль продавцов, выставляющих на торги предметы искусства, которые им предлагали коллекционеры, галеристы и дилеры.
Бувье также пояснил, что имея большие финансовые возможности, чем дилеры или галеристы, аукционные дома стали создавать свои собственные инвестиционные коллекции, которые выставляли на торги в самый выгодный для этого момент.
"Многие аукционы стали напрямую работать с клиентами, для чего обзавелись собственными галереями: несколько лет назад "Сотбис" приобрел знаменитую нидерландскую галерею Noortman, а "Кристис" купил лондонскую галерею Haunch of Venison. Иногда на торгах аукционы покупали невостребованные произведения через своих галеристов, естественно, по высоким ценам, а затем выставляли их в галереях", - отметил он.
По словам собеседника агентства, выгода заключалась в том, что на произведение, проданное на аукционе, фиксируется цена, и она, как правило, более высокая, чем была ранее.
"Решение пригласить аукционы участвовать в Салоне было вызвано желанием снять с аукционов маски - так как они все равно участвовали на подобных арт-форумах, но под видом своих галерей. Мы призываем играть в открытую", - добавил он.
По мнению Бувье, галеристам нечего опасаться - "ни один аукцион не сможет заменить антиквара-профессионала с острым взглядом, который ищет вещь, создает коллекцию, делает экспертизу".
Именно галеристы, а не представители аукционов, по словам Бувье, раскручивают художника. "Они отыскивают молодые таланты, скупают их работы, чтобы когда он окажется на волне интереса, выпустить на рынок его ранние произведения по высоким ценам. Впрочем, чтобы художник попал на аукцион и стал действительно дорого стоить, должно пройти лет 20", - отметил он.
РУССКИЕ ПОДСЕЛИ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Бувье пояснил, почему на нынешнем Салоне почти половина художественных галерей представляют современное искусство.
"Уклон в современное искусство вызван интересами российских покупателей. Последних волнует не только русское contemporary art, но и мировые бренды современности. А мы, в свою очередь, привозим то, что должно понравиться клиентам", - отметил он.
По его словам, руские в основном предпочитают работы американских и британских современных авторов.
Бувье совершенно не опасается того, что цены на такие раскрученные имена, как Дэмиан Херст, произведения которого сегодня стоят миллионы долларов, могут обвалиться через пару десятков лет.
"С каждым годом на арт-рынок приходят все новые и новые клиенты из разных стран, и между ними существует серьезная конкуренция: каждому хочется иметь то, что уже есть у соседа. Поэтому цены на таких звезд, как Кунс, или Херст, работы которых хранятся в музеях, не упадут никогда ", - пояснил собеседник агентства.
Организаторы Салона добавили, что во всем мире растет интерес и к российскому современному искусству, хотя иностранцы по-прежнему предпочитают работы, в которых содержится советская тематика.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РОССИИ
Бувье признался, что особенных сложностей при организации салона на территории России не наблюдается. "Мы достаточно хорошо отработали организацию Салона, у нас даже застройщики и осветители - русские компании. Единственная сложность - плохая работа почтовых компаний, которые всегда опаздывают с доставкой срочной почты", - пояснил он.
По словам Бувье, тот факт, что ярмарка работает без сбоев, подтверждает и лист ожидания: "Число оставленных за бортом втрое превышает число участников нынешнего салона, в котором выставляются 82 галереи", - сказал он.
Собеседник агентства отметил, что "все работы, которые попадают на Салон, сначала проходят проверку на предмет присутствия краденых предметов искусства в Art Loss Register, официальной компании Скотланд-Ярда. Затем список экспонатов и их фотографии мы пересылаем в Москву, в РОСИЗО, где российские специалисты все тщательно проверяют. Это помогло нам в прошлом году выявить похищенный документ, принадлежащий Петру I", - добавил организатор.
Как раньше сообщали РИА Новости, парижская антикварная галерея Aristophil, которая участвовала в мае в московском Салоне изящных искусств, передала Росохранкультуре пять архивных документов, в разные годы украденных из российских хранилищ. Их рыночная стоимость оценивалась в 15 тысяч евро. Среди этих документов было письмо Петра I, адресованное князю Голицыну и датируемое 1721 годом, подписанный Николаем I капитул российских орденов и три бумаги за подписью Льва Троцкого. Эти документы ранее были приобретены у частного лица в США. Письмо Петра I пропало в 1950 году из российского государственного военного архива в Москве, а капитул был украден в 1994 году из Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
"Пока проверка со стороны российских чиновников не завершена, но мы надеемся, что эксцессов на этот раз удастся избежать", - сказал Бувье.
В заключение разговора, организатор Салона признался, что все работы, выставленные в иностранных галереях, пребывают в России на условиях временного ввоза.
"Дело в том, что даже если произведение искусства и купят в Манеже, то технически проще увезти его за границу и оформить покупку там, чем перерегистрировать здесь разрешение с временного пребывания на постоянное. Все экспонаты потом увезут и покупатель сам будет договариваться с перевозчиком о том, куда их доставить", - сказал собеседник агентства.
Впрочем, добавил он, такая схема принята не только при работе с русскими клиентами, но и во всем мире, так как в каждой стране существуют свои законы и налоговая база, к тому же многие коллекционеры предпочитают держать свои собрания не в стране проживания из соображений дешевизны.
Ив Бувье владеет и руководит компанией Natural, которая существует с 1859 года, занимающейся перевозкой и хранением произведений искусства. Подобные перевозки осуществляют два подразделения компании. Первое - Exposition Natural le Coultre - обслуживает музеи и подобные структуры. Второе - Fine Art Natural le Coultre - обеспечивает перевозку и хранение произведений галеристов и частных коллекционеров. Спецификой этой части работы является обеспечение "частников" складскими помещениями, где вещи могут храниться на постоянной основе. Организацией Салона занимается дочерняя структура компании Natural - Art Culture Studio.