Рейтинг@Mail.ru
Все в суд - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Все в суд

Читать ria.ru в
Дзен
В начале первого путинского срока перед политической Россией стояли четыре главные задачи. Примирить Кавказ. Разверстать препоны на пути малого бизнеса. Создать начатки справедливого суда. И приструнить коррупцию. В начале первого медведевского срока задачи те же самые. Разве что теперь бузит Кавказ не внутренний, а внешний. Второй президент России обречен был начинать Кавказом; так сложились исторические обстоятельства. И цели своей добился. Чечня законсервирована, чеченская верхушка перекуплена; правда, в Дагестане теперь все чаще приходится слышать: чеченцы воевали против Москвы, и получили все; мы ее защищали, и нам недодано...

  Блог автора     

В начале первого путинского срока перед политической Россией стояли четыре главные задачи. Примирить Кавказ. Разверстать препоны на пути малого бизнеса. Создать начатки справедливого суда. И приструнить коррупцию. В начале первого медведевского срока задачи те же самые. Разве что теперь бузит Кавказ не внутренний, а внешний.

Второй президент России обречен был начинать Кавказом; так сложились исторические обстоятельства. И цели своей добился. Чечня законсервирована, чеченская верхушка перекуплена; правда, в Дагестане теперь все чаще приходится слышать: чеченцы воевали против Москвы, и получили все; мы ее защищали, и нам недодано. Потом резчайшим образом заявил о начале битвы с бюрократией - за право малых сих на жизнь под экономическим солнцем. И был полон светлых надежд на судебную реформу, без которой не изгонишь коррупантов с коррумпированной территории. Но случилась вражда с Ходорковским; суды, только-только вынутые из-под олигархов, подложены были под силовиков, как судно под лежачих больных. Хотя эти - вовсе не лежачие, а вполне себе ходячие. Хоть по Руси великой, хоть за три моря. Малый бизнес потерялся в тени Газпрома; суд растворился в ничтожестве; лучше было заняться чем-нибудь другим. Оранжевой революцией. Грузинским вином. Балтийской угрозой.

Третий президент России кавказский узел рубить не хочет, и правильно делает; узел вещь тугая, но разрубленный канат - опасен. Поэтому мягкие реформы он начинает с малого бизнеса; оглашено намерение наладить здоровую судебную жизнь, чтобы коррупция боялась. А там, глядишь, и до хребтов Кавказа доберемся. Без танков. С веселым весомым рублем. «Все мое, сказало злато! Комсомол ответил: есть!».

Стратегически все это правильно. И вселяет осторожный оптимизм. Как неосторожную тревогу вызывает номенклатурный способ мысли тех, кто готовит нынче главные решения; реальная жизнь объемна и многофигурна, а мышление номенклатуры - даже самой лучшей - плоскостное. Нарисуем на бумажке схемы, стрелочки вот здесь сотрем, а тут прибавим; гляди, как получается красиво. Вправду красиво. Не велено проверять малый бизнес чаще одного раза в три года; малые вздохнули с облегчением. Вопрос: что же будут кушать проверяющие в этот неприятный промежуток? С 2008 по 2011 год? Что - не знаем, а вот кого - нетрудно догадаться. До крупняка все эти СЭСы, начинающие налоговики, практикующие пожарные и юные милиционеры не допрыгнут; зелен виноград. А до нижнего слоя среднего бизнеса добраться смогут. И постараются переквалифицировать самую успешную часть бизнеса малого - в средний. Потому что система кормления держится не на хронометраже проверок; держится она на полномочиях. Полномочия у них остались; с остальным как-нибудь разберутся.

То же и с судебными делами. В отведенные историей сроки при управлении бюрократическими методами вполне можно найти серьезных людей - для верховных постов; они, как молодой глава Верховного арбитража, будут демонстрировать стране возможность неподкупности и по собственной инициативе наказывать в своих рядах виновных; и все равно - за четыре года при таком верхушечном подходе не успеть. Не то что реформировать саму систему, но даже расчистить первые завалы. И потому, что политическая инициатива - не в руках первоверховного правителя; «Единая Россия» не под ним. И, главное, потому что опыт жизни последних лет вновь подтвердил скептическое правило: закон, что дышло; нация не верит в перспективу справедливого суда и правосознанию предпочитает договороспособность.

Между тем, у нового верховного правителя есть шанс уцелеть во внутривидовой борьбе: помочь России - и тем самым защитить себя. Да, он лишен главного рычага самостоятельной политики: массовой поддержки населения, обеспеченной не административным ресурсом, а реальной победой на выборах. Пускай с приписками, но в нешуточной борьбе, как это было с ранним Путиным. А без самостоятельной политики он рискует слишком многим; в таком случае на него неизбежно спишут все скопившиеся проблемы, превратят в символ всех возможных неудач. Со всеми вытекающими последствиями. Он не сможет в конце правления поступить по сказочному правилу: старший прячется за среднего, средний за младшего, а с младшего и спроса нет. Понятно, по каким причинам. И это значит, что он лично, шкурно нуждается в построении основ правовой системы; не как государственный менеджер, а как беззащитный политический игрок. Без независимых судов нет спасения малому бизнесу, сколько ты прекрасных указов не примешь. Нет без них возможности пригасить аппетит государства; вне мощного и автономного арбитража оно обречено сливаться с бизнесом и растворять его в себе; уж так оно устроено. Нет и защиты от судеб, от давления и мести конкурентов, прикрытых дружескими масками товарищей по партии. А на нет и суда нет.

И тут очевидно становится, что выйти из заведомого тупика можно лишь одним-единственным способом. Воздействуя сверху на выбранные (и выбранные очень верно) сферы, но не мешая действовать общественным инициативам - снизу. Желательно, исподтишка способствуя; исподтишка - чтобы ревнивые коллеги не заподозрили неладного, не объяснили все это корыстью и борьбой за власть. Как способствуя? Ну, например, подталкивая малый бизнес к такому же самообъединению, какое есть у среднего в лице «Деловой России». Поднимая объединившихся в их собственных глазах - через символические встречи с главой государства. Но, в отличие от «ДР», не заверстывать самозащитников в номенклатурные матрицы «Единой России», не требовать от них лояльностей и одобрямсов, а только лишь готовности не вмешиваться в нынешнюю политику. Точно также, нужно молчаливо поддерживать все инициативы снизу - направленные против лживого суда, за правовое сознание. Если уж нет оппозиции, которая обычно заставляет власть принимать объемные, многофигурные решения, то пусть полухудожественная гражданская самодеятельность вдохнет живую жизнь в верхушечную мертвечину.

Между прочим, мы стали на этой неделе свидетелями политического чуда. Отношения между Россией и Англией, загнанные в тупик и заваленные грудой шпионских камней, вдруг начали налаживаться. Без переговоров, торгов и сведения долгих счетов между спецслужбами. Футбольные болельщики, впущенные без виз - по билетам на матчи, оказались фактором большой политики. Они смели преграды, поменяли психологические установки, разрядили полувоенную атмосферу. Теперь (если вновь не дернутся ревнители плутония) новая власть может увести застарелые конфликты в нормальное бюрократическое русло, тягомотное и полубессмысленное; пусть там они и догнивают до конца. А ведь казалось, все зашло настолько далеко, что примирение неосуществимо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала