МОСКВА, 22 мая - РИА Новости. Продавцы контрафактных товаров все чаще используют для их реализации возможности интернета, заявил проректор госуниверситета "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ) Вадим Радаев на пресс-конференции в четверг, представляя результаты исследования, проведенного ГУ-ВШЭ по заказу содружества "Русбренд" в 2008 году.
"Отмечается тенденция, которая будет явно нарастать - это перемещение реализации контрафакта и его распространения в сеть интернет. Если в 90-ы годы и в начале 2000-ых эта продукция распространялась через открытые и оптовые рынки, то сейчас рынки закрываются и сокращаются, а это явление перемещается в интернет, который менее регламентирован и с которым в дальнейшем придется разбираться", - сказал Радаев.
Эксперты ГУ-ВШЭ провели исследования 11 товарных категорий, среди них - алкогольная продукция, лекарственные средства, одежда и обувь, парфюмерия и косметика, чай, кофе, табачные изделия. Исследование показало, что доля контрафакта составляет 26% от оборота розничной торговли, или приблизительно 525 миллиардов рублей.
По словам проректора, число подделок популярных брендов в России постепенно снижается, при этом повышается качество и количество контрафактной продукции. Ее производство вытесняется за пределы РФ. "Огромный поток относительно качественных подделок идет из Китая, более грубые подделки приходят из стран СНГ", - отметил Радаев.
Он также отметил, что рядовых потребителей беспокоят подделки, связанные с непосредственной угрозой их здоровью и жизни, а проблемы, связанные с правами интеллектуальной собственности "пока волнуют их не очень сильно".
По оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, ситуация в области контрафактной продукции варьируется в зависимости от товарных категорий. Они выделяют четыре сферы распространения контрафакта: господствующего распространения - 70-80% (компакт-диски, DVD-диски, программное обеспечение), сферу массового распространения - 30-40% (одежда и обувь, алкогольная продукция), сферу широкого распространения - 10-15% (парфюмерия, медикаменты, лекарства) и сферу ограниченного распространения - 1-2% (чай, кофе и бритвенные лезвия).
Начиная с 2000 года, по мнению экспертов, наблюдается "ступенчатое" снижение уровня подделок в отдельных товарных категориях. Так, спортивная одежда и обувь перешли из сферы господствующего в сферу массового распространения контрафакта, лекарственные средства - из сферы массового в сферу широкого распространения, а чай и кофе из сферы широкого в сферу ограниченного распространения.
Основным методом сбора данных стала серия углубленных экспертных интервью. Среди опрошенных - представители органов госвласти и правоохранительных органов, ведущих юридических фирм, занимающихся вопросами интеллектуальной собственности, представители консалтинговых агентств, проводящих мониторинг потребительских рынков и представители деловых ассоциаций. Эксперты также просмотрели законодательные акты, принятые в последние годы в России.