Ольга Варламова, специально для RIAN.Ru.
У каждого времени свои песни. У каждого времени свои кумиры. Иногда это соединяется в одном человеке, чьи песни у всех на слуху, а сам он - объект восхищения, обожания, поклонения огромного количества людей. В 70-е -80-е годы прошлого века таким человеком был Евгений Мартынов. Сегодня ему исполнилось бы 60 лет.
Евгений Григорьевич Мартынов родился в городе Камышине Волгоградской области. Его мама, Нина Трофимовна Мартынова, до ухода на пенсию работала секретарем-машинисткой в Артёмовском линейном суде Северо-Донецкой железной дороги. Отец, Григорий Иванович Мартынов, работал учителем пения в средней школе Артёмовска, руководил художественной самодеятельностью. Родители будущего певца и композитора познакомились во фронтовом госпитале в только что освобожденной от гитлеровцев Венгрии. Вернувшись с войны, поселились в Камышине, где в последствии и родился Евгений, а затем его брат Юрий.
Музыкальные способности Жени проявились очень рано. Звуки отцовского аккордеона заставляли его бросать свои игры и самозабвенно слушать музыку. Он быстро схватывал услышанные мелодии, охотно пел, танцевал, читал стихи.
Позже, уже в школе, у Жени обнаружился дар к рисованию, затем он страстно увлёкся фокусами и охотно показывал их на школьных концертах. Отец понемногу учил сына играть на баяне, потом на аккордеоне.
Постепенно музыка вытеснила все остальные его увлечения. Он с удовольствием, без лишних уговоров музицировал перед одноклассниками и соседями. Именно тогда, в школьные годы Женя получил первые профессиональные навыки музыкальной импровизации, овладел основами техники аккомпанемента, обрёл умение сходу подыгрывать поющему даже в тех случаях, когда звучащий материал был ему совсем неизвестен.
После окончания восьмого класса Евгений поступил в Артёмовское музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение, где тяга к сочинению музыки стала доминирующей. Он сочиняет «Романс для кларнета и фортепиано», «Скерцо для кларнета и фортепиано», «Прелюдия для фортепиано».
После окончания училища Евгений поступает в Киевскую консерваторию имени Петра Ильича Чайковского и завершает своё образование в Донецком музыкально-педагогическом институте, где о Мартынове заговорили как о прекрасном кларнетисте и саксофонисте, перспективном дирижере, интересном композиторе и способном певце. После окончания учёбы в течение года Евгений руководит эстрадным оркестром Донецкого всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а потом по рекомендательному письму приезжает в Москву к Майе Кристалинской. Майя Владимировна со вниманием отнеслась к молодому человеку, направила «хорошо поющего композитора» в Росконцерт, предварительно дав ему самые лестные рекомендации. Прослушивание в Росконцерте прошло успешно: Женю включили в качестве солиста-вокалиста в сборную эстрадную программу.
В свои первые гастроли - по Сибири и Дальнему Востоку - Евгений Мартынов поехал в июне 1972 года вместе с другими восходящими «звёздами» советской эстрады: молодыми Львом Лещенко, Валентиной Толкуновой, Светланой Моргуновой, Геннадием Хазановым и только что созданным Владимиром Чижиком джазовым ансамблем «Мелодия».
В 1973 году Евгений Мартынов был официально зачислен в штат московского эстрадного оркестра "Советская песня" при Росконцерте. В том же году он завоевал звание лауреата Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске, исполнив там песни "Тёмная ночь" (Никиты Богословского на слова В. Агатова), "Летят перелётные птицы" (Михаила Блантера на слова Михаила Исаковского) и свою "Балладу о матери". За последнюю песню он получил приз зрительских симпатий. В июле - августе 1973 года Евгений Мартынов отправляется в качестве представителя музыкального салона советской делегации в Берлин на X Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
Последовавшие после фестиваля обширные гастроли по стране, успешное выступление на телевизионном конкурсе «Молодые голоса», участие в телепередачах и радиопрограммах, первые публикации песен в популярных нотных и журнальных изданиях, лестные отзывы в печати - всё это укрепляло Евгения в его творческих дерзаниях. В 1975 году он стал обладателем «Золотой лиры-75», «Гран-при» X международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира».
Подлинно всенародную популярность Евгению принесла вышедшая в том же году пластинка, на которой он записал в собственном исполнении свои песни «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» (обе на стихи Ильи Резника) и «Наш день» (стихи Андрея Дементьева). Его песни зазвучали в исполнении зарубежных артистов. Из Всесоюзного агентства по авторским правам начали поступать сообщения о том, что песни Мартынова исполняют во всех социалистических странах, в Финляндии, Англии, Канаде, США, Японии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Бельгии и даже в далёкой Индии.
В следующем, 1976 году - новая победа: серебряная медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Золотой Орфей" в Болгарии, где Женя спел две болгарские песни и "Алёнушку" (на стихи Андрея Дементьева). К лауреатскому званию добавились призы: "За элегантность", "За артистическое обаяние", "За телегеничность".
Трудно поверить, но находящийся на вершине успеха певец и композитор не имел собственного жилья, скитался по Москве, подчас ночевал на вокзалах. Однажды, поздним вечером, после записи песен на радио Иосиф Кобзон предложил подвезти композитора домой. Евгений попросил отвезти его на Курский вокзал. «Уезжаешь куда-то?», - поинтересовался Иосиф Давыдович. «Да нет, я сегодня там ночую». На следующий день Иосиф Кобзон отвел Евгения Мартынова к секретарю ЦК ВЛКСМ, а через месяц у Евгения появилась квартира. Въехав в новую квартиру, куда первым был перевезен концертный рояль, Евгений произнес: «Ну, теперь можно и жениться».
Вот так в 1978 году Евгений обзавёлся домом, а в августе того же года и женой. Свадьба Евгения с Эвелиной, девушкой из Киева, состоялась 19 августа в ресторане «Прага».
Общительный, приветливый, Евгений располагал к себе людей. Круг его друзей постоянно ширился. Он много и плодотворно работал. В содружестве с Андреем Дементьевым создаются «Отчий дом», «Натали», «У Есенина день рождения», «Прости», «Ласточки домой вернулись», «Я тебе весь мир подарю», «Соловьи поют, заливаются...», «Начни сначала», «Чайки над водой», «Весёлый зонтик», «Песня о моей любви». После первой пластинки на протяжении нескольких лет одна за другой выходят в свет ещё 5 авторских миньонов с одинаковым названием «Евгений Мартынов поёт свои песни». Огромные тиражи раскупались моментально, часто сам композитор, щедро раздаривавший пластинки своим поклонникам, не мог их приобрести ни в магазинах, ни на складах.
В июле 1984 года Евгений становится отцом. В честь любимых Есенина и Рахманинова мальчика назвали Сергеем.
В октябре того же года он принят в Союз композиторов СССР. Это означало публичное признание его профессионализма и таланта. В 1987 году Евгений Мартынов удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. Его популярность достигает высот, о которых большинству артистов оставалось только мечтать.
Жизнь артиста оборвалась внезапно 3 сентября 1990 года. В тот день в 10 утра Евгений Григорьевич Мартынов зашёл в 180-е отделение милиции, с сотрудниками которого давно уже поддерживал дружеские отношения, неоднократно выступал перед ними. А через час в милицию позвонили граждане и сообщили, что у подъезда лежит бездыханное тело какого-то мужчины. Сотрудники милиции срочно выехали на вызов и узнали в лежавшем мёртвом человеке Евгения Мартынова. Как выяснилось, он шёл домой, неожиданно ему стало плохо - дало сбой сердце. Евгений присел у подъезда на ступеньки. Прохожие вызвали скорую помощь. Но смерть наступила раньше. Причина кончины - острая сердечная недостаточность. Жизнь оборвалась в 42 года. Похоронен Евгений Мартынов на Кунцевском кладбище.
В одной из самых популярных песен Евгения Мартынова звучат такие слова:
«Я хочу, чтоб жили лебеди!
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал».
Песни Евгения Мартынова и есть такие белые лебеди. Они светлые, человечные, добрые, очень красивы по музыке. И, тем не менее, практически не звучат ни на концертах, ни в эфире. Для продюсеров, исполнителей «не формат», то есть не пользуются спросом публики. Но, как известно, не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. Творчество Евгения Мартынова не продвигают те, кто сегодня формирует политику в музыкальном вещании и концертном репертуаре. Их можно понять: на его фоне многие сегодняшние «звёзды», и без того довольно тусклые, померкли бы окончательно. А ведь в них вложены деньги, и немалые. В результате яркое, самобытное, сильное творчество Евгения Мартынова сегодня помнят лишь современники его успеха. И это жаль. Без него наша духовная жизнь беднее.