Досым Сатпаев, директор политологического центра "Группа оценки рисков" (Казахстан), член Экспертного совета РИА Новости.
Визит президента России Дмитрия Медведева в Астану (он намечен на 22-23 мая) обсуждается с того самого момента, когда после президентских выборов он вскользь отметил, что свою первую официальную внешнеполитическую поездку совершит в одну из стран СНГ. Долго не гадая, эксперты сразу предположили, что это Казахстан. Многим уже понятно, что в России будет преемственность не только во внутренней, но и во внешней политике.
Что касается Центральной Азии, то в нашем регионе российский фактор присутствовал всегда, даже во время «козыревской дипломатии» периода прозападного романтизма начала 90-х, когда российская политическая элита пыталась из «окна» в Европу сделать «дверь», за которую ее частично пустили только при Путине. В то время наибольшую активность Россия проявляла в таджикском конфликте, точнее, в его урегулировании. При этом ни о какой особой стратегии в регионе говорить не приходилось. Сейчас ситуация заметно переменилась.
Новая российская стратегия по отношению к Центральной Азии состоит из двух частей. Первая - экономическое укрепление позиций в регионе. Российский бизнес весьма агрессивно проникает в экономики Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Аналогичную политику проводит и Казахстан. Вторая часть стратегии - поддержание здесь военно-политического баланса с США, конечной целью которого является политическая стабильность Центральной Азии. К тому же Владимир Путин использовал новый прагматизм внешней политики России, жесткое отстаивание национальных интересов и конфронтацию с Западом как часть своей программы выстраивания некой национальной идеи. Это продолжит и его преемник. И здесь Россия работает на пару с Китаем и Казахстаном. Все три государства четко понимают, что региональная стабильность может базироваться только на удачных экономических проектах, которые нуждаются в больших объемах инвестирования. Кроме того, немаловажным для элит Центральной Азии является низкая чувствительность российского руководства к проблеме демократического развития этих государств.
Вот только остается вопрос, в Казахстан Дмитрий Медведев заедет по дороге к своему мега-партнеру Китаю или же с вполне конкретной целью - показать другим государствам СНГ, да и всему миру, кто Москве на постсоветском пространстве все-таки ближе? Ответ, скорее всего, последний. Ведь от Путина Медведев получил в наследство не только жестко прагматичную внешнюю политику, но также набор друзей и недоброжелателей. В таких условиях давний, проверенный друг дороже новых двух.
Интересно, что в свое время один из первых официальных визитов Владимир Путин совершил в Узбекистан и Туркменистан. В немалой степени это было связано с тем, что Россия после невнятной внешней политики Ельцина пыталась сделать ставку на государства, которые меньше всего демонстрировали ей свою лояльность. Но с тех пор у России появилось стойкое понимание, что Ташкент и Ашхабад слишком непредсказуемые внешнеполитические партнеры, чтобы опираться на них в своей долгосрочной политике, нацеленной на усиление позиций на постсоветском пространстве. Поэтому не удивительно, что на этот раз в список знаковых визитов попал именно Казахстан. В целом между двумя государствами общих точек соприкосновения больше, чем конфронтационных зон.
На самом деле с совместной границей более или менее разобрались. В районе Каспия также больше схожих позиций, чем разногласий. Процесс вступления в ВТО Россия и Казахстан вроде бы решили согласовывать. Антироссийские настроения, которые наблюдаются в Грузии или в Прибалтике, в Казахстане практически отсутствуют. Претензии к «северным территориям» Казахстана со стороны некоторых национал-патриотических сил России Кремлем не поддерживаются, как, впрочем, и иногда всплывающие разговоры об ущемлении прав русских в республике. К тому же существенным отличием Казахстана от других стран Центральной Азии является то, что в Россию уже начали идти казахстанские капиталы, а не низко квалифицированные трудовые ресурсы.
Для России Казахстан - основной внешнеторговый партнер в Центральной Азии. В 2007 году товарооборот между странами достиг $16 миллиардов долларов, что составляет одну пятую всей российской торговли со странами СНГ. В прошлом году два государства подписали межгосударственную программу действий на 2007-2008 годы, которая направлена на решение наиболее актуальных вопросов, в частности, речь идет о проблемах социально-правового характера на Байконуре. Активно ведется работа по проекту, который соединит Западную Европу с Западным Китаем через территории Казахстана и России. Кроме этого, два государства тесно взаимодействуют в сфере развития атомной промышленности и энергетики на базе международного центра по обогащения урана в Ангарске.
А казахстанские и российские аналитики все больше стали находить схожих моментов не только в экономическом развитии двух стран, но и в политической модели.
И все же многое будет зависеть от того, какие личные отношения Дмитрий Медведев выстроит с Нурсултаном Назарбаевым, с которым у него существенная разница в возрасте и ментальности. Если Владимира Путина еще приняли как ставленника опытного советского аппаратчика Бориса Ельцина, которого хорошо знал сам Назарбаев, то Медведев совсем из другого поколения. Поэтому какое-то время неизбежно уйдет на притирку. Не стоит забывать, что в странах Центральной Азии приоритеты внешней политики президенты определяют, нередко исходя из личных симпатий и антипатий. Пример Ислама Каримова здесь весьма наглядный.
Если исходить из того, что трения с Западом у России по мере роста ее геополитических амбиций усилятся, потребность Москвы в сохранении партнерских связей с Казахстаном позволит ему легче договориться с Кремлем. А договариваться есть о чем. Взять хотя бы затянувшуюся проблему с увеличением объема прокачки нефти по КТК. Дошло до того, что нежелание России увеличивать мощности КТК заставило компанию «Chevron» заявить о том, что она выступает за развитие транспортных мощностей на южном направлении, прежде всего через систему Баку-Тбилиси-Джейхан.
Открытой остается и тема единого таможенного пространства. В прошлом году Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соглашение на этот счет. Но каждый тянет одеяло на себя. Последние ограничения на импорт сахара в Казахстан уже вызвали негативную реакцию в России, которая увидела в этом невыполнение Казахстаном своих обязательств по созданию этого пространства. В свою очередь Казахстан ввел запрет на экспорт зерна до 1 сентября 2008 года, а также экспортную пошлину на сырую нефть по аналогии с Россией. В результате малопонятно, как попытка защитить национальные экономические интересы будет сочетаться с заявлением о таможенном союзе.
И все-таки добрососедство значительно перевешивает трения. А сотрудничество в энергетической сфере для двух наших стран носит принципиальный характер. Есть договоренность о разработке месторождений на Каспии, создан совместный газоперерабатывающий комплекс на базе Оренбургского НПЗ. Россия, а также Казахстан, Узбекистан и Туркменистан подписали два важных соглашения. Первое связано со строительством Прикаспийского газопровода, второе - с повышение цен на центральноазиатский газ до мирового уровня. Не стоит забывать, что все это было сделано еще в период, когда Дмитрий Медведев входил в правление «Газпрома». Наверняка компания продолжит активную энергетическую экспансию России, которая явно чувствует конкуренцию не только со стороны ЕС и США, но, в первую очередь, Китая. При этом энергетическая позиция Казахстана России понятна. Москва признает за Астаной право поиска альтернативных нефтегазовых путей хотя бы потому, что Казахстан делает это не из антироссийских побуждений.
Кстати, практически параллельно с визитом Медведева в Казахстан в Киеве откроется двухдневный энергетический саммит с участием глав Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши, которые осенью прошлого года на саммите в Вильнюсе подписали договор о сооружении нефтегазового коридора в обход России. Стоит отметить, что президент Назарбаев не примет участие в этом саммите. Впрочем, он проигнорировал и энергетический саммит в Кракове. Более того, практически во всех попытках уговорить Казахстан пойти в обход России с точки зрения своего нефтегазового экспорта Назарбаев просит учитывать мнение Москвы и не признает антироссийскую риторику и идеологические шаблоны.
Россия важна для Казахстана как региональная держава, которая к тому же является участником «большой восьмерки». Ее поддержка в ходе обсуждения кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ была показательна. В конце концов, в Астане ясно понимают, что по мере увеличения разрыва между Западом и остальным миром именно Россия, Китай и Индия могут взять на себя роль посредников в переговорах между двумя мирами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции