Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Руководство НАСА приняло решение не дожидаться выводов российской комиссии о причинах баллистического спуска корабля "Союз" с экипажем МКС и запустить очередной шаттл к борту станции 31 мая.
В целом новость хорошая: американский транспортник полетит на орбиту и доставит на МКС почти 20 т всего необходимого. Но вообще-то мало радости в том, что американцы всерьез опасаются оставаться один на один с российским кораблем «Союз». К борту МКС постоянно пристыкован один из этих кораблей, и является единственным средством спасения космонавтов, случись что на станции. Собственно, только этим объясняется увязка планов шаттлов и деятельность российских экспертов.
Слабым утешением можно считать и заявление представителя НАСА Билла Герстенмайера на пресс-конференции 19 мая о том, что в случае возникновения нештатной ситуации «Союз» будет надежным средством спасения экипажа. По всей видимости, ничего другого насовцы в данной ситуации сказать и не могли.
Роскосмос планирует установить и обнародовать причины жесткого приземления предыдущего «Союза» к концу мая, однако даже через месяц после инцидента генеральный директор одной из ведущих отечественных космических фирм - Центра автоматики и приборостроения им. Пилюгина Ефим Межерицкий вынужден признать с экранов телевизоров, что «сегодня конкретного ответа нет».
Думается, и на мысе Канаверал понимают, что ждать этого ответа, который, исходя из предыдущего опыта, сведется к повреждению какого-нибудь кабеля или датчика, не стоит. Да и что этот ответ изменит для американцев? Ровным счетом, - ничего.
Деваться им, любителям межпланетных дальних странствий и сворачивающих по этому поводу ради экономии еще вполне надежную программу «Спейс Шаттл», просто некуда. Как отмечается в специальном докладе Конгресса, сделанного в середине мая, США после 2010 г. на несколько лет останутся без собственных космических средств доставки и возвращения на Землю астронавтов. Как ни крути и не ожидай выводов россиян о происходящих с пугающей частотой «падений» «Союзов», придется еще и попросить, чтобы на эти корабли главного донора МКС пустили.
Так что особенно выбирать нашим партнерам не приходится. Правда, Роскосмос договорился, наконец, с Европейским космическим агентством о продолжении теперь уже «детальной проработки» проекта совместной космической транспортной системы. Но, как сообщает пресс-служба Роскосмоса, первый пилотируемый запуск состоится лишь в 2018 г.
Американцам же остается прилюдно хвалить надежность «Союзов», подстраховываясь лишь на крайний случай.
По оценкам специалистов НАСА, возникновение в предстоящие полгода ситуации, при которой необходимо задействовать корабль «Союз» для спасения экипажа станции, равно 1:124. Тем не менее, как отметил Герстенмайер, предусмотрена возможность посадки стартующего 31 мая шаттла «Дискавери» с 8 астронавтами.
Расшифруем. Экипаж шаттла 7 человек. Предполагается, что один из них, астронавт Грег Чамитофф, сменит на борту станции своего соотечественника инженера Гаррета Рейсмана, который вернется на Землю. В случае же возникновения аварийной ситуации американцы заберут вернутся на землю ввосьмером. Получается, что не хотят американцы, коль скоро подворачивается оказия с «Дискавери», рисковать своим парнем, даже в 124-м случае этого самого риска.
А пока суд да дело, не оставляет НАСА желание быстро склепать что-нибудь простенькое, исключительно для полетов на МКС. Для этого НАСА собирается выделить полмиллиарда для финансирования частных фирм, с которыми предполагается заключить соответствующие контракты. К чему это приведет и как трансформируется затем программа МКС, памятуя о том, что «частникам» хотят предложить поработать на станции, - посмотрим.
Пока же в преддверии лета на орбиту все-таки полетят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции