Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости.
Страна получила очередной символ. Первым крупным проектом президента Дмитрия Медведева стала борьба с коррупцией. Потому что, по Медведеву, "коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ". Наброски ответа - проект Национального плана противодействия коррупции - через месяц должен представить созданный 19 мая Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
Все сказанное президентом вчера на совещании в Кремле, и сказанное сегодня на дополнительном совещании с представителями судейского корпуса - совершенно справедливо. Логичны и верны три заявленных президентом направления удара: модернизация законодательства, ликвидация условий для коррупции и создание в обществе атмосферы нетерпимости в ней, а также требование избавить судебную систему от давления, "звонков" и принятия решения за деньги. Ни убавить, ни прибавить.
Ржа изъела всю систему принятия и реализации решений в России, и ржу надо срочно вычистить. Пусть проблема эта не специфична для России: воруют везде, коррупционные скандалы сотрясают и США, и Японию, и Германию.
Но чтобы коррупция становилась фактором, определяющим политические и экономические реалии страны - это редко где происходит. Судя по индексу восприятия коррупции (ИВК - это показатель, который ежегодно путем опросов предпринимателей во множестве стран мира определяет организация Transparency International), в той же степени, что в России, коррупция мешает обитателям Гамбии и Того. Это наши ближайшие соседи в рейтинге ИВК за 2007 год. И за последние десять лет ситуация не слишком изменилась: в этом рейтинге Россия устойчиво делит последние места вместе с группой африканских стран.
Не будем тешить себя надеждами о принципиальной возможности полностью изжить коррупцию как явление. Но лишить ее системообразующего характера - возможно. Теоретически.
Насколько (с теоретический точки зрения) новый национальный план по борьбе с коррупцией способен это сделать, мы сможем оценить через месяц, когда его подготовит созданный вчера Совет по противодействию коррупции. Для оценки практических шагов по реализации этого плана потребуется год-другой после старта нового нацпроекта «чистые руки».
Но разве российские власти до сих пор с коррупционной заразой не боролись? Боролись, и брались за эту проблему не менее серьезно, чем сейчас новый президент.
На первом, например, заседании кремлевского Совета по борьбе с коррупцией, созданного четыре года назад, тогдашний президент Владимир Путин с не меньшей степенью решимости, чем сейчас Дмитрий Медведев, собирался выкорчевать корни коррупции. Говорил, что они гнездятся «в изъянах экономической и административной жизни», питаются «некачественным законодательством» и дают побеги в условиях «отсутствия внешнего контроля за деятельностью органов власти». Более того, тогдашний Совет твердо намеревался ввести антикоррупционную экспертизу законодательства, применительно и к действующим законам, и к законопроектам.
Тот Совет без дела не сидел. И законопроекты разрабатывал, и ужесточал правила работы чиновников вместе со степенью ответственности за содеянное, и параллельно зарплаты чиновникам и судьям повышал, чтобы снизить степень искушения. И, что характерно, это была не первая организованная попытка изжить коррупцию. С 1993 года практически ежегодно предпринимались попытки принять закон «О противодействии коррупции». Закон не принят до сих пор, и последний раз, кстати, не принят уже Думой нового созыва, с конституционным большинством Единой России, члены которой неоднократно громко заявляли о намерениях бороться с коррупцией. Создавались советы и комиссии, в Кремле и Белом Доме. Все примерно с одинаковым эффектом. То есть ситуация с взяточничеством и казнокрадством - тем, что сейчас собирательно принято называть коррупцией - усугубляется.
Сейчас, как и десять, и четыре года назад - мы слышим уверения в решительном намерении изжить зло, которое болтается многопудовыми гирями на ногах российской экономики. А в сознании жителей страны коррупция стала уже чем-то привычным, свершено обыденным, и оттого не слишком страшным. Молодежь, судя по социологическим опросам, как манны небесной жаждет госслужбы. Предприниматели встроились в коррупционные схемы и даже научились находить в них удовольствие. Пусть издержки растут, зато «откат» обеспечит отсутствие конкурентов на внутреннем рынке и без особых усилий позволит сохранить рентабельность. Ведь «занести» проще, чем в конкурентной борьбе завоевать себе место под солнцем. То, что при этом катастрофически снижается конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке - это уже забота больших начальников.
Может быть, дело в том, что чиновники органически неспособны устранить дефект себя? Ну не может система сама себя реформировать. Лишить себя питательной среды для размножения.
Или в том, что попытки изжить коррупцию до сих пор сводились к хаотичным программам уничтожения бытовой коррупции - с нее начинались, на ней же и заканчивались. А другая, главная, ипостась этого зла - коррупция по закону - остается нетронутой. Та, что дозволена действующими, противоречащими друг другу и страшно дырявыми законами. И хуже того - подзаконными актами, бесконтрольно производимыми в тиши чиновничьих кабинетов, которые и дают широчайший простор для казнокрадства и взяточничества.
Ведь невозможно гладкий и зеленый британский газон выглядит так потому, что его ежедневно стригли и поливали триста лет. И законодательство, которое с одной стороны, ограничивает аппетиты чиновничества, а с другой - образует привычку у жителей конкретных стран жить по закону - тоже формировалось не вдруг. Если же этот газон ежегодно перелопачивать, да еще засаживать одновременно хвойными и бурьяном - ничего путного не вырастет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции