Никита Петров, для РИА Новости.
Завершился визит в Брюссель начальника Генерального штаба вооруженных сил России генерала армии Юрия Балуевского. Генерал принял участие в ежегодном саммите Совета Россия-НАТО (СРН) с участием начальников главных штабов, что проводится в конце минувшей недели. И по итогам саммита Балуевский предложил коллегам выход из тупика, который сложился вокруг судьбы Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
В декабре прошлого года Россия приостановила свое участие в договоре до тех пор, пока партнеры по НАТО не приступят к ратификации его адаптированного варианта, отражающего реалии нынешнего века. Века, где уже нет Организации Варшавского Договора, которая была его участником, а есть страны Североатлантического альянса со своими армиями и другие государства, которые в этот альянс не входят. В частности, Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Москва, Киев, Минск и Астана ратифицировали адаптированный ДОВСЕ. Но этого до сих пор не сделало ни одно государство НАТО, а Вильнюс, Рига и Таллинн даже не присоединились к нему. Что, как считают в Москве, дает односторонние военные преимущества всему альянсу, на которые в российской столице согласиться не могут.
После отказа России продолжать участие в нератифицированном странами НАТО ДОВСЕ альянс слегка изменил свою позицию, которая ранее заключалась в том, что его участники приступят к ратификации договора только при условии выполнения Россией своих Стамбульских обязательств. А именно - полного вывода своих войск из Грузии и Молдавии. Теперь в Брюсселе предлагают начать параллельный процесс - НАТО запустит механизм ратификации, а Москва приступит к полному и окончательному выводу своих войск из двух бывших советских республик.
В Кремле и в Генеральном штабе вооруженных сил России считают эти требования чрезмерными и неприемлемыми. Более того, здесь обоснованно утверждают, что ДОВСЕ и вывод войск, который в отношении Грузии уже полностью завершен, никак юридически не связаны, это совершенно разные документы, и их искусственное увязывание не может быть причиной для многолетней задержки (с 1999 года) с ратификацией договора. А отказ западных стран от этого процесса уже привел к тому, что Россия заморозила свое участие в ДОВСЕ и полгода не предоставляет Североатлантическому альянсу сведения о размещении и передислокации своих войск на европейской территории, входящей в зону действия договора, об их количестве, обновлении и модернизации, и не пускает в свои части натовских инспекторов. Одновременно сама не требует возможности проконтролировать состояние вооруженных сил, их боевой потенциал от стран, входящих в НАТО. Что, конечно же, не способствует поддержанию атмосферы доверия между Москвой и Брюсселем. Даже, несмотря на регулярные саммиты Совета Россия-НАТО, в том числе и с участием начальников главных штабов.
Идея Юрия Балуевского, озвученная им на последнем таком саммите, как раз и направлена на разблокирование ситуации с ДОВСЕ. Начальник Генерального штаба вооруженных сил России предложил коллегам согласиться на то, чтобы России было разрешено снять ограничения по количеству вооружений на флангах ее военной группировки - на севере и юге европейской части страны, что даст возможность российскому военному руководству свободно перемещать свои вооруженные силы и боевую технику по всей своей территории, оперативно реагировать на возникающие в районе действия договора различные ситуации.
С чем связаны такие предложения, военным специалистам понятно. Отказавшись от ратификации адаптированного ДОВСЕ или задерживая ее ратификацию, государства НАТО и их армии получили серьезное военное преимущество по сравнению с российским боевым потенциалом, размещенным в европейской части страны. По некоторым видам вооружений, в частности по танкам и боевым бронированным машинам, как утверждают в Минобороны России, в 4-6 раз. Более того, налицо существенное увеличение боевого потенциала вооруженных сил Грузии, которая за последнее время получила от своих западных партнеров 175 боевых танков, 126 бронемашин, 67 артиллерийских орудий, 4 боевых самолета, 12 вертолетов и 8 боевых кораблей и катеров, а также другое вооружение. И хотя это число не превышает квот, определенных для Тбилиси ДОВСЕ, провокационные действия грузинских военных на границах с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией, говорится в заявлении российского военного ведомства, «оказывает дестабилизирующее воздействие на развитие военно-политической обстановки в Закавказском регионе».
Беспокоит российское военное руководство и присутствие на базах в Румынии и Болгарии усиленных контингентов американских войск. Планы Пентагона разместить в Чехии и Польше, а в перспективе в Турции, Грузии, Норвегии и Великобритании (под предлогом защиты европейских союзников от иранских баллистических ракет) элементы своей стратегической противоракетной обороны. Они, считают в Москве, могут резко понизить не иранский, а российский контрсиловой потенциал стратегических сил сдерживания, размещенный в европейской части страны. В этих условиях продолжать участвовать в нератифицированном ДОВСЕ, делать вид, что Россию в нем все устраивает, Кремль, безусловно, не хочет. И, как заявил в свое время Владимир Путин, «мы не собираемся предоставлять странам НАТО односторонние военные преимущества».
Правда, предложение генерала Балуевского на саммите Россия-НАТО с участием начальников главных штабов о возвращении к ДОВСЕ при условии снятия фланговых ограничений для Москвы и распространения ее права на передислокацию своих вооруженных сил, без увеличения их состава, по всей своей европейской территории, не получило поддержки зарубежных коллег. Официальный представитель Альянса повторил старую позицию, что «союзники начнут ратифицировать соглашение об адаптации ДОВСЕ параллельно с выполнением Россией «согласованных шагов по урегулированию важных вопросов, связанных с присутствием российских сил\объектов в Республике Молдова и Грузии».
Очевидно, что без изменения позиций политических руководителей стран, входящих в Североатлантический альянс, и в первую очередь США, никаких других решений, кроме тех, что были уже озвучены, начальники штабов государств, входящих в НАТО, принять не могут. Генерал армии Балуевский не был разочарован их ответом на свои предложения.
«Моя идея о расширении флангов, - заявил он прессе, - это пока мысли вслух, которые еще не формализованы. Но они могут стать основой для будущих дискуссий. Они позволят сохранить лицо тем, кто считает возможную отмену фланговых ограничений для России своим личным поражением».
Но пока не работают процедуры доверия и контроля, предусмотренные ДОВСЕ, пока остается замороженным и сам договор, его отсутствие можно считать поражением всех участников этого документа, которые не хотят никому и ни в чем уступать первыми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции