Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
С какими договоренностями вернутся ливанские политики из Катара, где под патронажем Лиги арабских государств они ведут примирительный диалог - ответа на этот вопрос ждут не только в Ливане, но и в соседних государствах. Цена вопроса - региональная стабильность. Однако еще важнее понять - что же произошло в последние недели в Ливане.
«Ливан на волосок от новой гражданской войны», «самые ожесточенные столкновения со времен гражданской войны 1975 - 1990 гг.» - так описывали мировые СМИ ливанские события, в результате которых погибло больше 80 человек и около 200 получили ранения.
Сценарий произошедшего напоминает лето 2006 года, когда Исламское движение сопротивления (ХАМАС) захватило власть в секторе Газа. В мае 2008 года Бейрут в считанные часы оказался под контролем «Хезболлах». Логика и действия двух движений в очередной раз демонстрируют синхронность, но ливанское движение успешней палестинских собратьев - и в войне против Израиля, и в борьбе на внутриполитической арене. Какие бы ни были приняты решения в Катаре, как бы ни развивалась ситуация в Ливане дальше - победа «Хезболлах» очевидна. Движение в очередной раз продемонстрировало свою эффективность и доказало, что определяет и внутреннюю ситуацию в стране и во многом отношения Бейрута с соседями. Дальше следует делать выводы другим - как соперникам «Хезболлах» внутри Ливана, так и его оппонентам вовне, в первую очередь Израилю, США, Франции, Саудовской Аравии. Не пора ли смириться с неприятной для них истиной, что «Хезболлах» - это новое лицо Ливана? Пока де-факто, но может стать и де-юре.
Ливан живет в состоянии политического кризиса практически три года. Точка отсчета - убийство бывшего премьера Рафика Харири в феврале 2005 года, хотя и до этого ситуация складывалась непросто, но именно три года назад в Ливане снова заговорили о возможной новой гражданской войне. Политические убийства последовали одно за другим. Ситуация обострилась в ноябре 2007 года, когда страна осталась без президента - полномочия старого истекли, нового избрать не получилось. Парламент Ливана не может собрать кворум для избрания президента. Парламентские сессии откладывались уже 19 раз. Оппозиция и парламентское большинство, придя к согласию относительно фигуры будущего президента, не могут договориться об условиях политического сосуществования - формате и составе правительства, а также о новых правилах проведения выборов в законодательное собрание.
Столкновения между сторонниками «большинства» и оппозицией не являются редкостью для Ливана, но до сих пор политикам удавалось избежать масштабного кровопролития. Страх перед новой гражданской войной, который весьма силен в Ливане, заставлял их все время возвращаться за стол переговоров и вести диалог, хотя порой это напоминало хождение по кругу. На этот раз лидеры политических движений не стали сдерживать своих сторонников.
О чем думало ливанское правительство во главе с Фуадом Синьорой, принимая в разгар политического кризиса решение об объявлении вне закона телекоммуникационной сети, принадлежащей «Хезболлах» - основной оппозиционной силе в стране, и увольняя за связи с этим движением главу службы безопасности столичного аэропорта? То был очевидный вызов, который «Хезболлах» не оставило без ответа, продемонстрировав свои возможности.
Неоспоримо право любого правительства иметь монополию на коммуникационные сети, также как и решать вопрос о том, кто отвечает за безопасность государственной инфраструктуры. Однако это лишь при условии легитимности правительства или же его уверенности в том, что оно сможет подавить любое сопротивление внутри страны. Ливанское правительство, непризнанное значительной частью населения после выхода из него представителей оппозиции, не обладает ни тем, ни другим. И шаги, на которые отважился Синьора, выглядят в этой ситуации ни чем иным, как политическим самоубийством. Разве что он рассчитывал на поддержку извне или надеялся, что «Хезболлах» не отважится применить силу против сограждан, ведь представители этого движения неоднократно утверждали, что их оружие направлено на внешних врагов и является оружием сопротивления?
Все это выглядит наивно, особенно учитывая итог - правительство отозвало все свои решения обратно, продемонстрировав беспомощность и по сути собственными руками укрепив позиции «Хезболлах». Более того, оппозиция в итоге примирительного диалога в Катаре может получить дополнительный бонус. Так, первый итог переговоров - формирование многостороннего комитета по подготовке нового избирательного закона, который может дать существенное преимущество оппозиции в ходе следующей избирательной кампании в парламент. И тогда «Хезболлах» и его союзники придут к власти де-юре.
Но устроит ли такой вариант Израиль, Саудовскую Аравию, США и Францию - основные силы, противостоящие растущему влиянию «Хезболлах» в регионе, которое они отождествляют с влиянием Ирана и Сирии? Что они могут противопоставить очевидному раскладу сил в Ливане? Бесконечные переговоры или бесконечную войну? Или же изолировать Ливан, как ранее - сектор Газа? Это способ, проверенный на ряде стран, но пока не принесший успеха в отношении ближневосточного мирного урегулирования.
Вне зависимости от итогов переговоров в Катаре очевидно, что этот раунд за Ливан выиграла «Хезболлах».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции