Андрей Муртазин, обозреватель РИА Новости.
Второе за этот год ближневосточное турне президента США никоим образом не прояснило перспективы установления мира на Ближнем Востоке, ни в целом, ни в частности. Джордж Буш посетил Израиль, Саудовскую Аравию и Египет, провел переговоры со всеми ведущими политиками региона - премьером Израиля Ольмертом, председателем Палестинской Автономии - Махмудом Аббасом, президентом Египта - Хосни Мубараком, королями Саудовской Аравии и Иордании Абдаллой Бен Абдель Азизом и Абдаллой Вторым. Буш много говорил о демократизации Ближнего Востока, о борьбе с терроризмом, о необходимости нового мирного соглашения между палестинцами и израильтянами, но ничего нового Буш не сказал. Арабы ждали от него совсем другого - конкретного плана создания Палестинского государства, проще говоря, новой «дорожной карты».
Сенсаций не произошло. Ни новой «дорожной карты», ни ориентировочных дат предстоящих договоренностей хозяин Белого Дома не объявил. Возможно, все самое главное осталось за закрытыми дверями. «Он в действительности говорил о закладке фундамента на предстоящие 60 лет. А такой Ближний Восток, конечно, включает демократическое палестинское государство», - пояснила журналистам госсекретарь США Кондолиза Райс. По ее словам, Буш на переговорах вновь подтвердил намерение добиваться до истечения срока пребывания у власти, то есть до января будущего года, заключения израильтянами и палестинцами мирной договоренности. Реализация же этих соглашений и создание суверенного палестинского государства «займут какое-то время», отметила шеф американской дипломатии, не уточнив, какое именно.
Гораздо менее оптимистичен в своих прогнозах глава Палестинской автономии Махмуд Аббас. «Мы действительно ведем переговоры с Израилем, но не хотим создавать иллюзий, что уже удалось решить много вопросов», - сказал Аббас на пресс-конференции в Шарм аш-Шейхе. По его словам, до сих пор не удалось закрыть ни одного досье на переговорах с израильской стороной.
Возникает вопрос: о каком мире между палестинцами и израильтянами сегодня может идти речь? Только о том, который уже реально существует - между нынешним израильским кабинетом Эхуда Ольмерта и председателем Палестинской Автономии, лидером движения ФАТХ Махмудом Аббасом, власть которого распространяется на лишь ряд районов Западного берега. Именно на этой территории и можно хоть сегодня провозгласить Палестинское государство, которое вряд ли сможет в ближайшие годы существовать без прямой поддержки Израиля, США, донорской помощи ООН и арабских спонсоров. Напомню, что резолюции ООН по Ближнему Востоку предусматривают создание палестинского государства не только на Западном берегу Иордана, но и секторе Газа. Кроме этого, Махмуд Аббас, как и его предшественник Ясир Арафат, настаивает на провозглашении Восточного Иерусалима столицей этого государства.
Допускаю мысль, что Израиль готов при определенных условия пойти на уступки Аббасу и вернуть Восточный Иерусалим под контроль арабов (об этом говорил еще в 2000 году тогдашний премьер Эхуд Барак), но совершенно не представляю себе, как вернуть Газу под контроль умеренных политиков ФАТХа. Там правит бал ХАМАС, и отнять у них власть Махмуд Аббас не может, учитывая то, что это движение сначала одержало победу над ФАТХОМ законными методами, а уж потом предприняло вооруженный мятеж.
Теоретически и практически израильская армия может свергнуть режим ХАМАС в Газе и после этого передать бразды правления движению ФАТХ во главе с Аббасом, но на это никогда не пойдет сам Аббас, боясь быть обвиненным жителями Газы в всеми арабами в коллаборационизме.
Старая «дорожная карта», предложенная квартетом ближневосточных посредников (США, Россией, ООН и Евросоюзом) в 2003 году, исходила из того, что все противоборствующие стороны признают право на существование друг друга, отказываются от насилия, и Израиль постепенно передает под контроль палестинцев территории, оккупированные во время войны 1967 года. Сегодня ситуация принципиально иная - Палестина расколота, сектор Газа в руках движения исламского сопротивления ХАМАС, которое априори не может признать Израиль. Ведь его идеологи до сих пор придерживается тезиса Хартии Организации Освобождения Палестины, принятой еще в 1964 году об уничтожении «Сионистского образования» (государства Израиль), документа, от которого в свое время публично отказался Ясир Арафат.
Конечно, администрация Буша может выработать свою, новую «дорожную карту». Но реализовать ее Вашингтон сможет лишь на половине территории Палестины, подконтрольной Махмуду Аббасу и движению ФАТХ. Такой сценарий возможен, но он принесет мир лишь небольшой части палестинского народа, той, что оказалась на Западном Берегу.
Гражданской войны между ФАТХ и ХАМАС не будет, хотя бы потому, что между двумя палестинскими анклавами есть мощный буфер в лице Израиля. Сектор Газа при этом останется мятежной территорий, зажатой между Израилем и Египтом. Наверняка, в переговорах Буша с Мубараком и Ольмертом рассматривался вариант ввода в Газу миротворческих межарабских сил, костяк которых, кстати, могут составить египетские военные. Не следует забывать, что до войны 1967 года сектор Газа реально принадлежал Египту, и там была египетская администрация. История может повториться.
Идеальный вариант для администрации Буша - заложить основы нового ближневосточного мира, который условно можно назвать «Кэмп-Дэвид - 2», по аналогии с заключенными в 1978 году рамочными египетско-израильским соглашениями под эгидой США. Если Буш хотя бы предложит такой сценарий, республиканцы смогут хоть как-то компенсировать провал своей ближневосточной политики в Ираке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции