За какие-то семь с небольшим минут финального матча Илья Ковальчук из антигероя чемпионата превратился в главного героя мирового первенства. До 55-й минуты «золотого» матча с канадцами он был признанным снайпером НХЛ, который на протяжении без пяти минут восьми матчей не мог открыть счет своим шайбам на мировом первенстве, заработав при этом два удаления до конца игры и рекордные для канадского турнира 52 минуты штрафа. Но на третьей минуте дополнительного периода выяснилось, что его пушка молчала для того, чтобы сделать два самых главных выстрела этого турнира: первый позволил сборной России перевести игры в овертайм, а второй принес России первое за последние 15 лет хоккейное «золото». А потом весь хоккейный мир увидел слезы этого гордого 25-летнего парня, который ранее не только ничего значимого в своей карьере не выигрывал (если оставить за скобками юниорский хоккей), но и не мог похвастать фирменной меткостью в матчах навылет что в сборной, что в заокеанской лиге. После церемонии награждения Ковальчук был нарасхват, и ответил на вопросы многочисленных российских журналистов. Подготовил Сергей Аверьянов.
- Илья, вы вообще помните 93-й год, когда наши последний раз становились чемпионами мира?
- В 93-м году мне всего десять лет было, я тогда еще газет не читал.
- Получается, вы своим броском сняли пятнадцатилетнее проклятье.
- Да не я снял (проклятье), а мы сняли. Я - это последняя буква в алфавите, тем более в командных видах спорта. Вся команда это сделала, и это заслуга каждого. Для меня это первая победа. Хотя и в Москве был отличный чемпионат мира. У нас и тогда была такая же практически команда, и атмосфера внутри коллектива. Но нам не повезло с финнами. А в этом году в полуфинале я, к сожалению, не играл, но ребята сыграли так, что просто слов нет.
- Алексей Морозов действительно вам предсказывал перед матчем, что вы решите исход матча?
- Да. Он мой сосед по комнате и мой друг по жизни, поэтому всегда поддерживает меня в трудный момент. Тем, наверное, слаще эта победа. Но на самом деле неважно, кто забивал. И я говорил это в течение всего турнира. Тот же Овечкин забил против шведов очень важный гол, который перевел нас на швейцарцев в четвертьфинале. Вся команда играла просто блестяще. И я думаю, что большой праздник мы подарили нашим болельщикам, которые заждались этого. Я очень рад!
- Признайтесь, на вас давило то, что вы забить никак не можете? У вас же репутация снайпера...
- Может быть, давило. Хотя на вас, наверное, больше, чем на меня. Потому что на чемпионате мира неважно, кто забивает: мы выиграли все игры, и это самое важное. А то, что у меня получилось в конце-концов забить, наверное, означает, что я какой-то эмоциональный барьер преодолел и на следующем чемпионате мира у меня все будет намного лучше.
- Победный гол в овертайме в деталях помните?
- Первый раз я такой же момент имел, когда Овечкин мне скинул в третьем периоде. Я бросил ему (вратарю канадцев Кэму Уорду) под ловушку, он поймал, и я еще тогда решил, что если будет такой же момент, я брошу в другую сторону. Но сейчас даже не хочется вспоминать, кто забил, когда забил. Потому что это заслуга всех ребят, даже тех, кто не играл. Того же Мозякина. Того же Еременко, который получил травму. Они никакого гнилья не привносили в команду, никаких обид, ничего такого не было. Это бы хороший коллектив, и я просто всем благодарен.
- Перед матчем вы говорили, что канадцы нас боятся. Неужели правда?
- Я думаю, что они больше всего не хотели с нами играть в финале, потому что мы с ними и перед чемпионатом мира играли (и выиграли 4:1), и у нас добавились пара человек. И, я думаю, они сегодня не совсем комфортно себя чувствовали.
- Было такое ощущение со стороны, что в третьем периоде они испугались.
- Я не думаю, что они испугались. Скорее чуть успокоились. Наверное, они хотели сохранить результат, потому что две шайбы в такой игре очень непросто отыгрывать. Но мы верили, надеялись и договорились с ребятами, что будем больше бросать по воротам и мешать вратарю, потому что он тоже не железный. И все-таки какие-то шайбы заползли-залезли.
- Что было переломным моментом, по-вашему?
- Я бы не сказал, что был какой-то перелом, потому что мы забили за пять минут до конца (третьего периода). А в овертайме они, наверное, чуть больше нервничали, чем мы. И даже это удаление (Рика Нэша за выброс шайбы за пределы площадки) вызвано этим. Тот же Нэш - это великолепный игрок с большим опытом, не раз выигрывал чемпионаты мира, становился лучшим игроком (турнира). Но сегодня чуть испугался России. За это ему спасибо.
- Вас по ходу матча переводили из звена в звено, не задевало это?
- Да какие тут могут быть обиды в финале! Тренеры просто прочувствовали, как лучше сделать. Не каждому тренеру это дано прочувствовать и поставить игрока в другое звено, чтобы он забил.
- Многие говорят, что Быкова с Захаркиным нужно оставить готовить команду к Ванкуверу. Ваше мнение?
- Меня, наверное, может кто-то не любить, кто-то ненавидеть, но я всегда говорю то, что я думаю. Я никогда не юлю. Я со многими тренерами работал, и скажу, что с этими тренерами работать одно удовольствие. Постоянный позитив, постоянная свобода, постоянно энергией от них заряжаешься. Умные, стильные. Людям, которые с ними работают, это очень приятно.
- Как проведете сегодняшний вечер?
- Это останется за кадром.
- Как считаете, почему все-таки хозяева не могут с 1986 года выиграть чемпионат мира? Вы в том году, канадцы - в этом...
- И, слава богу, что не могут. В этом году нам повезло и тем слаще победа. Я еще раз поздравляю всех болельщиков, родных, близких, дочку свою, потому что она будет гордиться своим папой.
- Лично для вас эта победа самая значимая?
- Будем надеяться, что на этом история только начнется. Потому что первые 25 лет (моей жизни), когда меня спрашивали, что я выиграл, мне нечего было сказать. И вот в первый год своей второй половины жизни я, наконец, выиграл что-то.
- Финальный матч был для вас самым интересным или самым важным в карьере?
- Пока это самый важный матч. Потому что в Канаде, в финале. И столько болельщиков приехало. Мы когда ездили по городу на автобусе видели, сколько народу в российских майках ходит. Сегодня перед игрой желали удачи. Я уверен, что и сейчас у меня телефон разрывается. Мы для них играли, для них победили. И, уверен, когда прилетим завтра в Москву, будет хороший праздник.