Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Итоги екатеринбургского общения министров иностранных дел четырех стран - "завтрашних мировых лидеров" трудно оценивать по тем документам, которые приняты по итогам переговоров. Напомним, что встреч было две - РИК и БРИК (Россия, Индия и Китай, а потом та же тройка беседовала с бразильским коллегой). Но между этими встречами были и двусторонние. Сергей Лавров, например, обсуждал предстоящий визит в Китай президента Дмитрия Медведева со своим коллегой Ян Цзечи, а потом встречался с индийцем Пранабом Мукерджи, обсуждая не очень блестящий ход Года России в Индии. Так же действовал бразилец Селсу Аморим, решая свои двусторонние вопросы с коллегами.
Внешнему миру от этого дипломатического марафона достались два коммюнике. Однако большая часть таких документов всегда пишется заранее, и согласовывается на рабочем уровне. При этом множество вопросов, внесенных в коммюнике, всерьез даже не обсуждается. Потому что, как в данном случае, заранее известно, что все четыре мировые державы - за многополярный мир и центральную роль ООН. Что понятно, потому что каждая из них и есть «полюс», то есть мощный глобальный и региональный центр влияния. А прогнозы того, что к середине столетия минимум две страны из четверки - Китай и Индия - станут первыми экономиками мира, еще добавляют им энтузиазма по вопросу о многополярности.
Так же ясно, что лидеры завтрашнего дня уже имеют достаточно сил и возможностей, чтобы вести разговор о правах и свободах человека без двойных стандартов, с учетом особенностей всех мировых цивилизаций. И все это тоже есть в коммюнике, так же как упоминания насчет Косово, одностороннее провозглашение независимости которого противоречит международному праву. Кстати, бразильца Косово не волновало, и в коммюнике БРИК речи об этом нет, а вот для трех «лоскутных одеял», России, Индии и Китая, понятно, что будет, если каждая террористическая организация начнет провозглашать независимость захваченной ею территории.
Итак, все эти совпадения позиций предсказуемы, и не надо было съезжаться в Екатеринбурге, чтобы еще раз напомнить, как мыслят претенденты на мировое лидерство. Но очевидны и более интересные результаты переговорного марафона.
Это очень разные результаты, потому что РИК и БРИК - не одно и то же. Для РИКа это восьмая встреча, а для БРИКА еле-еле третья.
По имеющимся данным, Россия, Индия и Китай впервые так уверенно заявили, что давняя идея трехстороннего общения высших политиков и дипломатов оказалась удачной. И порождает массу побочных продуктов - что всегда есть показатель успеха. Причем продуктов, мало заметных окружающему миру - так выглядело движение к интеграции в ЕС или АСЕАН.
В нашем случае родилось сотрудничество трех стран в области сельского хозяйства, началось регулярное общение деловых кругов и академических экспертов, а также контакты в области здравоохранения и медицины. Россия предложила также поспособствовать трехсторонним культурным программам. Все вместе это уже напоминает почти организацию.
Точкой отсчета здесь следует считать РИК в Харбине (Китай) в октябре прошлого года. Следующая трехсторонняя встреча должна пройти в Индии, и теперь уже нет сомнений, что дело будет развиваться.
Любопытно обратить внимание на заявления трех министров по поводу региона, находящегося как бы на стыке границ трех стран - Центральной Азии. Там влияние стран РИК сильнее, чем где бы то ни было. В коммюнике нет слов о приеме Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества (а это давняя и сложная история). Зато Москва и Пекин приветствуют активизацию Дели в ШОС, то есть в Центральной Азии, в его нынешней роли наблюдателя. Это явный шаг вперед.
Иран также играет важную роль в центральноазиатской политике. Хотя никому из РИК не нравятся постоянно бросаемые Тегераном вызовы Западу, право Ирана на мирную атомную программу никто не отрицает. Известно, что Китай и Россия и раньше контролировали тут ситуацию на различных переговорах. Зато яснее стала позиция Индии, особенно после недавнего визита Махмуда Ахмадинежада в Дели. Здесь надо заметить, что все три страны РИК считают страны ЕС и США своими ключевыми экономическими партнерами, и просто так бросать им вызов не собираются. А вот заботиться о стабильности своего региона надо вместе, что и было сделано в Екатеринбурге.
В сравнении с этим сыгранным уже трио результаты БРИК выглядят скромнее. Бразильского министра, по сути, интересовало открытие для его страны новых рынков, налаживание сотрудничества с новыми партнерами. Это давняя политика, Бразилия по структуре товарооборота давно уже отошла от «латиноамериканской» ориентации на рынки лишь Нового Света. Бразильцы проводят встречи с африканцами, арабскими странами, и это умение разнообразить связи - один из компонентов, который наводит аналитиков на мысли о будущей особой роли страны в мире.
Заметный акцент встречи БРИК - энергетический, с учетом двух факторов. Первое, что Индия и Китай - импортеры энергоресурсов, и второе - что Бразилия экспериментирует с биотопливом, и увлекается атомной энергией. В этом она скорее похожа даже на Индию, чем на Китай.
В целом на сегодняшний день можно уверенно говорить, что четыре будущих экономических лидера наработали уже привычку общаться, чтобы не давать никому столкнуть их лбами в погоне за рынками, ресурсами или политическими выгодами. А вот что касается полноценного экономического сотрудничества, то здесь речь скорее о попытках сделать такое сотрудничество возможным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции