Тато Ласхишвили, главный редактор газеты «Свободная Грузия», член Экспертного совета РИА Новости.
Приезд госминистра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили в Москву, его встречи и переговоры в Думе и российском МИДе свидетельствуют о том, что грузинская сторона пытается найти понимание в России. Похоже, в официальном Тбилиси накануне парламентских выборов возобладал здравый смысл. Но претерпела ли позитивные изменения внутренняя политика грузинского руководства? На этот вопрос утвердительно ответить, увы, пока трудно.
Проблема грузинской власти в том, что во все годы независимости она оставалась авторитарной. И та, что пришла на волне национальной идеи. И та, которая её свергла, а затем, совершив «исторические дела», металась от компартии к демократии и, не найдя очередных компромиссов, подтолкнула страну к революции.
А главной проблемой наших правителей всегда было окружение, которое на первых порах беспрекословно подчинялось им, а затем пыталось руководить первыми лицами. Как правило, окружение двулично, корыстно и склонно к предательству. Оно пытается предоставлять руководителям информацию, далёкую от действительности, некий наркотик, к которому привыкают и не воспринимают реальность. Окружению это удобно, чтобы работать на себя.
Когда историки исследуют итоги недавних цветных революций на постсоветском пространстве, то получается, что группа демократов, которых объединяла общая цель, придя к власти, поднимает дикую грызню между собой.
Вспоминается интервью с Мэлором Стуруа, опубликованное в грузинской прессе несколько лет назад, в котором известный журналист говорит: «Грузия должна придерживаться исключительно прогрузинской ориентации. А это подразумевает нормальные, хорошие отношения и с американским орлом, и с русским медведем.... Необходимо возродить и оздоровить наши экономику и финансы. Это долгий и нудный процесс, лишённый всякого внешнего драматизма... Грузии нужны не ораторы, а строители, не голодовки избранных, а сытная жизнь для всех».
Пока же у нас куда не глянешь - вокруг масса неуверенных и агрессивных людей. Неуверенных и агрессивных потому, что нет у них ни цели, ни идей.
Наша страна прошла несколько этапов. Первый - Америка нам поможет. Помогла, но эта помощь дошла только до определенного круга людей. Второй этап - вот придёт новая власть и все образуется. Пришли молодые, энергичные политики, но, как оказалось, в основном для того, чтобы подкормиться.
Вообще, в нашей политике довольно много импровизаций, эмоций. И решения нередко принимаются необдуманно. Есть люди, которые сегодня делают одно, завтра другое, потом бегут каяться, а через неделю опять всё делают наоборот. Они запутались в своих нововведениях и создают хаос внутри собственной элитной группы.
Перед парламентскими выборами ясно одно - есть сотни людей, присосавшихся к власти. Если власть сменится, то вместе с ней полетят и присосавшиеся - чиновники, делающие деньги. Однако очевидно, что молодежь, взявшая власть четыре года назад, так просто её не отдаст. Оппозиция же, в свою очередь, борется против всего, и мало понятно - за что. Идет какая-то несуразная борьба, все напряженно дёргаются, втихаря о чём-то договариваются.
Одним словом, все в ожидании того, какой выбор сделает народ. Грузинский народ между тем очень устал - от нищеты, от каждодневной заботы о том, как и где заработать на хлеб, от пустых обещаний политиков, которые зазывают людей на митинги, чтобы продемонстрировать свои ораторские способности и ничего не предложить в реальности.
От этой клоунады, как правило, всегда только хуже. Ведь страна не может быть лабораторией для политических экспериментов, полигоном для революций и прочих бедствий. Меньше недели остается до парламентских выборов, которые состоятся 21 мая. Грузины опять оказались перед выбором: вернуть право на достойную жизнь или остаться под властью мелких людишек с большими деньгами, жадность которых во много раз превышает лимит нормальных человеческих желаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции