Рейтинг@Mail.ru
Легенда цирка - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Легенда цирка

Читать ria.ru в
16 мая 70-летие отмечает Мстислав Михайлович Запашный. Это артист, к которому эпитет "легендарный" относится в полной мере и с полным правом. Мстислав Михайлович родился в Ленинграде. Семейную цирковую родословную ведёт с 1882 года.

16 мая 70-летие отмечает Мстислав Михайлович Запашный. Это артист, к которому эпитет «легендарный» относится в полной мере и с полным правом. Народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных конкурсов артистов цирка, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Подозреваю, что список титулов, званий, наград неполный.

Мстислав Михайлович родился в Ленинграде. Семейную цирковую родословную ведёт с 1882 года: именно в том году в цирковой энциклопедии появилось упоминание о клоуне и музыкальном эксцентрике Карле Томсоне, выступавшем под псевдонимом Мильтон. Именно его династия Запашных считает своим родоначальником.

Мать Мстислава Запашного, Лидия Карловна, была дочерью клоуна Мильтона. С самого раннего детства она скакала на лошади, крутила сальто, жонглировала. А отец Михаил Сергеевич Запашный был портовым грузчиком, славившимся недюжинной физической силой. Его заприметил легендарный русский боец Иван Поддубный, предложил молодому человеку попробовать себя в качестве борца. Поразмыслив, Михаил Сергеевич согласился.

Всё шло успешно, но со временем Михаила Сергеевича перестала устраивать простая демонстрация силы. Молодой борец стал овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко они создали номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В афишах именовались "Братья Мильтонс". Партнеры выступали с веселым номером "Акробаты-неудачники" и опасным - "Акробаты-снайперы". Михаил был "нижним" - своего рода живым пьедесталом - удерживал партнера в стойке "голова к голове" или стоял вниз головой, держа Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из "мелкашки". Стрелял и "нижний", в то время как "верхний" выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и слаженности акробатов зависел не просто успех номера, но и безопасность зрителей.

Вот в такой семье родился Мстислав Запашный. Пятеро братьев и сестра унаследовали таланты и работоспособность родителей. Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную, по его представлениям, профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик и поселил семью в Ленинграде.

Именно здесь Мстислава застала война. Отец и старший брат ушли на фронт. Мама находилась на гастролях, и вернуться в осажденный город не смогла. В блокадном Ленинграде четверо детей (Вальтер, Игорь, Мстислав и Аня) остались с бабушкой Анной Макаровной. Потом была Дорога жизни, эвакуация в Саратовскую область, где дети, наконец,  встретились с мамой. Жили в большой нужде. Ночами, после представлений, мама шла разгружать баржи и вагоны. Об отцовском запрете близко подходить к цирку никто и не вспоминал.

В саратовском бомбоубежище Вальтер и маленький Мстислав начали репетировать собственный цирковой номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с мамой в 1945 году. Вальтеру тогда было семнадцать лет, Мстиславу - семь. В 1946 году братьев официально зачислили в артисты. Однако примерно через год, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер младших Запашных решено было закрыть. Вся семья была с этим не согласна, и Лидия Карловна поехала в Москву «решать» этот вопрос. Братьям разрешили выступить в Московском цирке. На одно из представлений пришла комиссия из главка, управляющего цирками страны. Никто из участников номера не сомневался, что он произведет впечатление. Ведь, опираясь на руки Вальтера, Мстислав выполнял сальто, пируэты - сложнейшую трюковую комбинацию из семи элементов. Казалось, что старший брат жонглирует младшим. И публика не подвела - устроила настоящую овацию. Их вызывали раз десять-двенадцать, и каждый раз Мстислава на манеж выносил сам знаменитый, популярнейший в те годы клоун Карандаш (Михаил Румянцев). Это была настоящая победа: мальчикам не только разрешили выступать, им установили зарплату по высшей категории. Мстислав Запашный до сих пор с удовольствием вспоминает свой первый триумф.

В 1949 году Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом и получил статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа. Здесь братья Запашные научились танцевать, полюбили хореографическое искусство. И по сей день Мстислав Михайлович, признанный мастер манежа и цирковой режиссер, создатель крупных цирковых спектаклей, масштабных представлений, большое внимание уделяет пластической стороне постановок, реализуя творческий замысел не только цирковыми, но и хореографическими средствами.

В последующие годы Мстислав Запашный пробовал себя в самых разных цирковых жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде, дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников. Так, огромным успехом в 1950-е годы пользовался созданный братьями Запашными номер "Акробаты-вольтижеры". Это была виртуозная работа. Младшие - Мстислав и Игорь - высоко подлетали на руках у старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто не повторил до сих пор. Запашным горячо рукоплескали зрители. А на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году братья получили четыре золотые медали.

В 1964 году Мстислав Запашный подготовил номер "Акробаты-вольтижеры на лошадях": сложнейшие акробатические трюки артисты выполняли, находясь на спинах скачущих лошадей. Фактически был создан новый жанр, получивший признание зрителей и специалистов во всём мире. Свидетельство тому - высшие профессиональные призы, полученные участниками номера во время гастролей во Францию и Японию.

Мстислав Запашный постоянно искал новое, неизведанное, казалось бы, невозможное, противоречащее практике цирка и даже законам природы. Казалось бы, невозможно соединить в одном номере извечных врагов - слонов и тигров. Мстислав пошёл на это: в 1977 году им был создан единственный в мире спектакль, в котором слоны и тигры оказались в одной клетке. Дрессировка крупных хищников сложна и опасна сама по себе, но она многократно усложняется при вводе в клетку с тиграми слонов. Аттракцион "Слоны и тигры" - не просто яркое и захватывающее зрелище, что уже немало, это представление с точно и строго выстроенной композицией. Номер стал одним из наиболее крупных достижений российского и мирового циркового искусства, удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

В 1991 году Мстислав Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму "Спартак". Уже наступили нелёгкие времена, так что Мстиславу Михайловичу пришлось выступить не только в роли постановщика, но и организатора и даже хозяйственника. Он и здесь блеснул талантом. Специалисты, пресса отметили, что по художественному воплощению, составу действующих лиц, количеству животных, использованию новых технических средств «Спартак» не имеет аналога в истории цирка. Публика, что называется, валом валила на представление.

Деяния Мстислава Запашного можно перечислять очень долго. Он режиссер, постановщик и исполнитель главных ролей в воздушно-феерическом аттракционе "К звездам" (1970 год), в аттракционах "Союз-Аполлон" (1974 год), "Шар смелости", "Воздушный полет", "Канатоходцы"; в тематических цирковых спектаклях: "На арене - москвичи" (Саратовский цирк, 1965 год), "Русская зима" (Московский цирк на проспекте Вернадского, 1967 - 1968 годы), "В космический век" (Ленинградский цирк, 1970 год), "Весне навстречу" (Московский цирк на Цветном бульваре, 1971 год), "Мы - артисты цирковые" (к 100-летию Пензенского цирка, 1976 год), "Ярмарка чудес" (к 100-летию Нижегородского цирка, 1983 год), "С чего начинается Родина" (к 70-летию Октябрьской революции, Минский государственный цирк, 1987год), "Наш русский цирк" (Сочи, 1997 год); в пантомимах: "Песнь докеров", "Маленький Пьер", "Отважные", а также в детских спектаклях: "Приключение Иванушки", "Ну, погоди", "Доктор Айболит", "Новые приключения Синдбада", "Новогодний карнавал", "Новогодний бал в цирке", "Капитан, капитан, улыбнитесь", "Приключения Мишутки".

С 1992 года Мстислав Михайлович Запашный является художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка. К его 25-летию в 1996 году Мстислав Запашный поставил две крупномасштабные программы: "Я люблю тебя, Россия" и цирковое супер-шоу "Звезды мирового цирка". Обе на протяжении двух сезонов шли с колоссальным успехом в Сочи, других городах России. Они стали основой гала-представления - прощального артистического тура Мстислава Запашного по Европе и Юго-Восточной Азии (Италия, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Австралия). Его прощальные гастроли прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани.

Накопив немалый опыт в руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое и эстрадное искусство, желая сохранить и приумножить лучшие традиции отечественного цирка, Мстислав Михайлович  в настоящее время успешно осуществляет ряд новых крупных программ. Это строительство в Сочи театра морских животных, мобильная трансформация двухтысячного зрительного зала, что позволяет быстро превращать его в мюзик-холл или театр-варьете, постоянное функционирование в здании цирка в ночное время дансинга, казино и ресторанов. Возможно, кто-то усмотрит здесь измену высокому искусству. Но Мстислав Михайлович считает, что тем самым помогает не только выживать, но и развиваться искусству цирка в условиях рынка. Сочинский цирк крепко стоит на ногах, выпускает новые программы высокого художественного и технического уровня, и значит его директор и творческий руководитель прав.

С середины 1990-х до 2005 года Мстислав Запашный - вице-президент, затем генеральный директор ФГУП «Росгосцирк». С 1991 года по настоящее время вице-президент Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ, постоянный член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства. Мстислав Михайлович возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в 1996 году в Москве на Красной площади, бессменный член жюри на всемирных конкурсах циркового искусства в Монте-Карло, Париже, Китае.

В заключение стоит добавить, что достойным продолжателем династии Запашных стал сын Мстислава  Михайловича - Мстислав Мстиславович Запашный, или как принято называть его в цирковой среде Мстислав Запашный - младший. Он народный артист России, лауреат международного конкурса в Италии (Генуя) 1994 год, обладатель Гран-при Национальной премии «Цирк-2002», победитель Второго Всемирного фестиваля Циркового искусства. 

Ошеломляющий успех ему принес аттракцион «Триумф XXI века. Тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе». Аттракцион, идея создания которого принадлежит Мстиславу Михайловичу Запашному. Этот аттракцион стал настоящим открытием в мире циркового искусства. У Мстислава Мстиславовича  растет пятеро детей - пятое поколение династии Запашных. Кто-то из них выбрал свой путь, кто-то помогает отцу и деду. Что будет, дальше покажет время. А пока с Днем рождения Мстислав Михайлович.

Ольга Варламова, специально для rian.ru

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала