МУРМАНСК, 15 мая - РИА Новости, Екатерина Козлова. Российская сторона, в частности, судовладелец двух траулеров, арестованных в среду береговой охраной Фарерских островов, пока не получили никаких официальных уведомлений от властей Фарерских островов, сообщил РИА Новости руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Госкомрыболовства РФ по Мурманской области Валентин Балашов.
Два российских траулера М-0189 "Рось" и М-0261 "Изотоп" (судовладелец - мурманское ООО "Полярный берег-1") арестованы береговой охраной Фарерских островов в среду. Им вменяется в вину незаконный промысел в 200-мильной фарерской экономической зоне.
"Никаких официальных бумаг об аресте мурманских судов от директората по рыболовству Фарерских островов ни мы, как государственный орган, ни судовладельцы пока не получили. На данный момент известен только факт случившегося", - сказал собеседник агентства. "Пока мы изучаем ситуацию, в том числе и с точки зрения международного морского права", - сказал Балашов.
По его оценке, нынешний инцидент, возникший в районе Фарерских островов с двумя российскими судами, напоминает ситуацию с архипелагом Шпицберген, вокруг которого власти Норвегии в одностороннем порядке объявили 200-мильную рыбоохранную зону и арестовывают там российские суда за нарушение норвежских правил рыболовства.
"В данной ситуации в районе ареста наших судов соседствуют три экономические зоны - Великобритании, Исландии и Фарер, разделенные небольшим коридором международных вод, отношения в которых регулируются конвенцией НЕАФК, членом которой, кстати, являются и Фарерские острова", - сказал Балашов.
Он пояснил, что в соответствии с конвенцией НЕАФК данный участок мирового океана является открытыми водами. "Однако в 90-х годах власти Фарерских островов своим собственным законодательством установили участок рыболовной зоны, который выходит за пределы 200-мильной экономической зоны Фарер", - сказал собеседник агентства.
По его словам, в международном морском законодательстве действительно есть понятие "рыболовная зона" какого-либо государства, в отличие, например, от понятия "рыбоохранная зона", авторство которого принадлежит Норвегии.
"Но по международному праву такая рыболовная зона не может выходить за пределы 200-мильной экономической зоны государства", - отметил руководитель ведомства.
Он подчеркнул, что если речь идет о водах, регулируемых конвенцией НЕАФК, то превышать территорию 200-мильной зоны государства "рыболовная зона" может лишь в том случае, если на это будет согласие всех стран-участников НЕАФК.
"В данном случае, о таком единогласном согласии речь не идет, некоторые страны-участники - против, в частности, Россия, Великобритания, и на международных морских картах данный участок моря определен как свободные международные воды", - пояснил Балашов.
"Если говорить коротко, то ситуация в районе Фарерских островов, где были арестованы российские суда, не урегулирована международным законодательством", - добавил собеседник агентства.
По сообщению центра общественных связей Госкомрыболовства, российское судно СРТМ-К "Рось" при заходе в порт Торсхавн (Дания) было подвергнуто проверке инспекторами корабля береговой охраны Дании. По итогам проверки капитану Владимиру Мельничуку было предъявлено обвинение в незаконном промысле в 200-мильной Фарерской экономической зоне Дании. Российское судно СРТМ-К "Изотоп", находящееся на промысле, было задержано кораблем береговой охраны Дании также в связи с обвинением в нарушении правил рыболовства в 200-мильной Фарерской экономической зоне.
Капитаны обоих судов не согласились с обвинениями и подали протесты. "Однако они подчинились требованиям инспекторов следовать в порт Торсхавн для дальнейшего разбирательства", - говорится в сообщении ведомства.
Инциденты с задержанием российских рыболовных судов ранее неоднократно происходили у берегов Норвегии. Самый громкий случай произошел в октябре 2005 года. Траулер "Электрон" был задержан норвежской береговой охраной в Баренцевом море. Как утверждает норвежская сторона, основанием для задержания стало нарушение правил рыболовства. "Электрон" "сбежал" от норвежцев с двумя норвежскими инспекторами на борту.
В марте этого года руководитель Госкомрыболовства Андрей Крайний заявил, что два судна рыбоохраны будут круглогодично дежурить в 200-мильной зоне Шпицбергена, где ведут промысел российские суда. Крайний выразил уверенность, что теперь "задержаний, подобных "Электрону", "Изумруду" и другим, будет значительно меньше".
Согласно парижскому договору 1920 года, вокруг Шпицбергена была установлена трехмильная суверенная зона Норвегии, позже она была расширена до 12 миль. Однако еще позднее Норвегия объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена, которую Россия не признает.