Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Новый премьер-министр России Владимир Путин 14 мая принял окончательное решение о необходимости строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Она будет представлять собой ответвление от всем известного нефтепровода «Дружба» и пройдет исключительно по российской территории до порта Усть-Луга в Финском заливе. Диверсификацией маршрутов экспорта сырья из России Путин хочет повысить энергобезопасность в Европе.
Россия идет по пути создания собственной (не зависящей от транзитных стран из ближнего зарубежья) инфраструктуры для транспортировки углеводородов в страны Западной Европы. Основной причиной ее создания называется необходимость обезопасить себя и партнеров на случай, если страны-транзитеры захотят необоснованно повысить тарифы на прокачку сырья или заняться несанкционированным отбором углеводородов. Судя по всему, для достижения этой стратегической задачи Россия готова идти на огромные издержки, лишь бы потребители российской нефти и газа в Западной Европе получили сырье в полном объеме и в срок.
С этой целью для поставок газа уже продвигаются проекты газопроводов «Северный поток» по дну Балтийского моря и «Южный поток» по дну Черного моря. Вторая очередь БТС-2 предназначена для того, чтобы в обход ближайшего зарубежья в Западную Европу пошли поставки нефти.
Для справки: первая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС) уже успешно действует. Она соединила Тимано-Печорские, Западно-Сибирские и Урало-Поволжские месторождения с Приморском, еще одним российским портом в Финском заливе. В 2006 году ее пропускная мощность была доведена до 74 млн тонн нефти. После того как будет завершено строительство нефтяных терминалов соответствующей мощности, БТС решит проблему прямого экспорта морем нефти из России в страны Северной Европы, в том числе в крупнейший центр нефтеторговли и нефтепереработки - Роттердам, минуя экспортные порты стран Балтии.
О строительстве БТС-2 в России задумались в начале 2007 года, когда Белоруссия попыталась ввести пошлину на российскую нефть, идущую в Польшу и Германию по нефтепроводу «Дружба». Россия тогда на несколько дней даже прекратила прокачку нефти по «Дружбе», обвинив белорусов в ее незаконном отборе. Строительство БТС-2 - ответвления от «Дружбы» в местечке Унечи в Брянской области, идущего в обход Белоруссии до Финского залива, - должно, по идее, предупредить возникновение подобных проблем в будущем. Однако вскоре стали ясны большие проблемы, связанные с этим проектом: его убыточность, невозможность заполнить БТС-2 сырьем, возможная негативная реакции со стороны Германии и Польши. В апреле этого года, тогда еще единое Министерство промышленности и энергетики направило в правительство отрицательное заключение по БТС-2.
Но 14 мая премьер Путин поставил точку в долгой дискуссии чиновников: БТС-2 будет построен, и конечным его пунктом станет Усть-Луга, которая будет превращена в крупный порт. Кстати, в соседнем Приморске, в который идет нефть по первой очереди БТС, уже построен крупный терминал, который Путин посетил в тот же день. Путин предлагает за счет увеличения мощности приморского терминала и строительства сверхмощного терминала в Усть-Луге полностью избавиться от транзита нефти и нефтепродуктов через страны Балтии.
Разумеется, подобные гигантские планы влетят в копеечку. Так ориентировочная стоимость БТС-2 с прошлого года к настоящему времени возросла с $2,5 млрд - до $3,8 млрд. Строительство же крупного экспортного порта в Усть-Луге обойдется в $27,3 млрд (около $12,6 млрд должно прийтись на госинвестиции, и $14,7 млрд - на частные).
Главное опасение, что для БТС-2, мощность которого составит 50 млн тонн нефти в год, не хватит нефти и нефтепродуктов, Путин решительно отметает. По представленным ему оценкам, благодаря обещанным нефтяникам налоговым льготам (снижению НДПИ и проч.), они смогут добыть к 2015 около 60 млн тонн дополнительной нефти, которые и заполнят БТС-2.
Подобные расчеты вызывают вопросы. С одной стороны, если нефтяники введут в срок все заявленные ими проекты, подобного увеличения добычи можно будет достичь. С другой, уже запущен проект нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, мощностью 80 млн тонн в год, а сами нефтяники вынашивают планы увеличения нефтепереработки. При реализации последних проектов, планы по заполнению БТС-2 окажутся под вопросом.
Похоже, полной уверенности в том, что БТС-2 будет наполнен нефтью, нет и Путина. Об этом свидетельствуют его слова, что партнеры России (под которыми, в первую очередь подразумевается Казахстан) могли бы тоже воспользоваться мощностями БТС-2 и даже стать ее акционерами.
С уверенностью можно сказать одно: напор, с которым новый российский премьер взялся за диверсификацию экспорта углеводородов и стимулирование их добычи, говорит о том, что энергетический сектор остается главным отраслевым приоритетом российских властей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции