НЬЮ-ЙОРК, 15 мая - РИА Новости, Лариса Саенко. "Триптих 1976" Фрэнсиса Бэкона продан на торгах "Сотбис" (Sotheby's) в Нью-Йорке в среду за 86 миллионов 281 тысячу долларов, объявил под аплодисменты вице-президент торгового дома Тобиас Мейер.
Это стало ценовым рекордом не только на работы одного из самых дорогих художников, но и для всего арт-рынка года. Предварительная оценка триптиха составляла 70 миллионов долларов.
Депрессивно-философский триптих, заботливо укрытый стеклом, размещен в небольшом отдельном зале, заняв целую стену. В основе триптиха, написанного в Париже - древнегреческий мифологический сюжет о преследовании Ореста фуриями. Однако вместо мифического героя художник изобразил самого себя и собственные терзания.
Нетрадиционная ориентация Бэкона, родившегося в начале прошлого века, сделала его во многом изгоем семьи и общества, несмотря на поздний успех, славу и состояние. Сюрреалистические трагедии Бэкона, являющегося потомком знаменитого философа и его полным тезкой, завораживают современников, хотя сам Бэкон причислял себя к классическим реалистам. "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь", - считал этот гений современного искусства.
До этого ценовой рекорд на живопись Бэкона был установлен в Нью-Йорке в марте 2007 года, когда "Учение папы Иннокентия Х" по мотивам картины Диего Веласкеса было продано за 52,7 миллиона долларов. Практически за столько же "ушел" триптих 1974-1977 годов на лондонском аукционе "Кристис" (Christie's) в феврале этого года.
Самой дорогой работой ХХ века остается "Мальчик с трубкой" Пабло Пикассо, проданный за 104 миллиона долларов.
Юмор удостоен экстра-премии
Ажиотаж на торгах вызвала фарфоровая группа "Обнаженные" самого дорогого из живых классиков поп-арта американца Джеффа Кунса. Цена на скульптуру подпрыгнула примерно в пять раз против предварительной оценки в 1,5-2 миллиона долларов - до 9,1 миллиона.
Работа из серии "Банальность", изображающая херувимо-подобную парочку, по замыслу художника, высмеивает ханжескую пуританскую мораль высшего класса. "Обнаженные, датированные 1988 годом, являются выдающимся сатирическим откликом Кунса на жизнь общества конца 20-го века", - говорится в аннотации к лоту.
Скульптурная группа влюбленной парочки, выполненная в утрированном стиле Рококо, приобретает особенно комический эффект в исполнении художника, известного также в качестве бывшего мужа итальянской порно-звезды Чиччолины.
На этих же торгах его "Гусеница", выполненная в 2003 году, продана за 5 миллионов 981 тысячу долларов, не дотянув до верхней планки экспертов в 6,5 миллиона долларов.
Кунс остается одним из самых востребованных и популярных скульпторов - его пурпурное "Висящее сердце" было продано за 23,6 миллиона долларов с предварительной оценкой в 15-20 миллионов долларов.
И еще одну "премию за юмор" вручили коллекционеры в этот день Такеши Мураками за его "Одинокого ковбоя", еще более обнаженного, нежели "Обнаженные" Кунса, и с еще большим акцентом пародии, нежели эротики. Ковбоя удалось продать за 15,2 миллиона долларов при предпродажной оценке в 3-4 миллиона.
Пионер японской поп-культуры, среди излюбленных персонажей которого числятся покемоны, на этот раз забрался на американское поле, активно продвигая через континенты собственный бренд.
Мастер одного цвета
Почти втрое дороже ожиданий проданы в Нью-Йорке и работы Ива Клейна, недолгая жизнь которого бурлила новаторством, хотя он и предпочитал погрузить зрителя во всего один цвет.
Его монохромное золотое полотно, характерное для последнего периода творчества, продано за 23,6 миллиона долларов, голубое - за 17,4 миллиона долларов.
Клейн получил известность благодаря этим абсолютно монохромным полотнам, гладко закрашенным одним цветом, преимущественно голубым и синим. Связывая эти цвета с возможностью эстетически завоевать небо, "поставив на нем свою подпись", он запатентовал даже "Синий Клейн Интернасьональ", особую краску, которой покрывал плоские панели и трехмерные предметы. А отпечатки тел обнаженных натурщиц на своих холстах назвал "антропометрией". Один из основателей французского "нового реализма", он продолжил свои мистико-иронические опыты в Огненных картинах, выжигавшихся огнеметом на специально подготовленном картоне.
"Нью-Йорк" с русским акцентом
Авангардист Эрик Булатов стал единственным из российских художников, представленных на этом аукционе. Его картина "Нью-Йорк" продана за 713 тысяч долларов. "Нью-Йорк" выполнен в характерной для художника манере синтеза графики букв на фоне небесного пространства и по стилистике напоминает известную работу "Слава КПСС", проданную на аукционе Phillips de Pury & Co за 2 миллиона долларов.
"Нью-Йорк", в отличие от "КПСС", закрывшей, словно красной решеткой, небосвод, дышит пространством и светом. В аннотации отмечается, что выходец из андерграунда времен СССР сумел очень эмоционально передать свое ощущение мегаполиса, ставшего "метафорой свободы".
Однако свобода, в данном случае, оказалась хуже неволи , не преодолев миллионный рубеж.
Эрик Булатов - один из самых дорогих здравствующих классиков авангарда с российскими корнями. Живет в Париже.
Всего торги работами послевоенных и современных художников принесли "Сотбис" 362 миллиона долларов.