Рейтинг@Mail.ru
Мэр Хабаровска: процесс реформирования не должен останавливаться - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мэр Хабаровска: процесс реформирования не должен останавливаться

Читать ria.ru в
В 2007 году Хабаровск был признан одним из шести лучших региональных центров России по качеству управления финансами. С мэром Хабаровска Александром Соколовым беседует корреспондент РИА Новости Лариса Докучаева.

В 2007 году Хабаровск был признан одним из шести лучших региональных центров России по качеству управления финансами, а годом ранее стал победителем пятого Всероссийского конкурса "Золотой рубль" в номинации "Лучший город РФ по экономическим показателям развития". Кроме того, по итогам 2004 и 2006 годов столица края удостаивалась звания "Самый благоустроенный город России". С мэром Хабаровска Александром Соколовым беседует корреспондент РИА Новости Лариса Докучаева.

- Вы уже восемь лет занимаете пост мэра Хабаровска, скажите, как городу удалось добиться таких успехов?

- Во многом благодаря реформированию муниципального сектора экономики, системы управления городом и городским хозяйством. Еще в 2000 году, когда меня выбрали мэром, необходимость реформ была очевидна. Муниципальный сектор экономики был неэффективным, большая часть муниципальных предприятий просто были банкротами или стояли на грани банкротства. Хочу заметить, что когда вместо пяти районов мы создали четыре городских округа, когда появилась единая структура управления городом и хозяйством, во многих управленческих структурах возникало недопонимание, недовольство, потому что менялся привычный уклад работы и жизни.

- То есть тогда пришлось идти на непопулярные меры?

- Да, в те годы централизация ресурсов и власти в городе в рамках местного органа власти была немодной. Однако, оказалось, что мы опередили принятие федерального закона о местном самоуправлении  ФЗ-131 на три года! Недопонимание сохранялось до тех пор, пока этот закон не появился. Мы сделали все в рамках закона, просто намного раньше. Это касается, в том числе, и вопросов реформирования городского хозяйства, создания эффективной структуры управления экономикой.

- Какие изменения в структуре городского хозяйства позволили повысить его эффективность?

- Появились новые направления - строительство, служба заказчика, управления промышленности, транспорта и связи, бытового облуживания. Эти отрасли прошли путь от убыточной работы к прибыльной. Судите сами: за 2001-2007 годы количество муниципальных предприятий сократилось с 52 до 32 - на 39%, при этом производительность труда выросла в 12  раз. Мы установили планы по объемам, по затратам на рубль производства, по валовой прибыли, по рентабельности, а с 2003 года ввели такой показатель как производительность труда.

В прошлом году все муниципальные предприятия, даже транспортные, сработали без убытков. Если в 2000 году объем работ, произведенных муниципальным сектором, составлял чуть более одного миллиарда рублей, то в 2007 году - почти восемь миллиардов рублей. По сравнению с 2006 годом затраты на рубль произведенной продукции сократились на 5% - до 95 копеек, при рентабельности 5,3%. Рост активов предприятий составил более 10 миллиардов рублей, кроме того, впервые мы обладаем оборотными средствами для развития предприятий в сумме 2,7 миллиарда рублей. Это говорит о стабильности в этом секторе экономики.

- Как дальше будет развиваться реформа системы управления городским хозяйством и экономикой?

- Процесс реформирования не должен останавливаться и сегодня перед нами, городской экономикой и хозяйством стоят новые задачи. С 1 января 2009 года мы должны перейти на работу в новой системе управления в рамках "Концепции развития муниципального производственного сектора экономики до 2010 года". Это значит, что все муниципальные предприятия должны быть приватизированы. В настоящее время в Хабаровске почти три тысячи домов, или 96,6 % жилья, обслуживают частные жилищные предприятия. Из 25 муниципальных предприятий, работавших в 2000 году, осталось пять, все они будут переданы частным компаниям до конца этого года.

Приватизировать необходимо и структуры, связанные со строительством, транспортом, ремонтом и строительством дорог, то есть все кроме учреждений социальной сферы - больниц, школ, детских садов. Но и тут я уже несколько лет веду разговор с управлением образования города о том, чтобы создавались частные детские сады, которые хорошо себя зарекомендовали. Мы должны дать возможность частникам прийти на это поприще, и, если мы создадим им нормальные условия, они придут. Ведь сегодня в Хабаровске в очереди на место в детском саду числится около трех тысяч детей.

- Есть ли гарантии, что частные предприятия, например, в сфере ЖКХ, справятся со своими задачами?

- При реформировании и приватизации мы обязательно закладываем долгосрочные условия приватизации объектов: кто и на каких условиях будет использовать средства населения на обслуживание коммунального, жилого, дорожного фонда, чтобы не получилось так, что частник соберет весь тариф и пустит его на оплату своего собственного труда. Перейдя от прямого присутствия в муниципальном предприятии, мы теперь будем  управлять опосредовано, через контрольный пакет акций. Такая система  позволит экономно расходовать бюджетные средства и развиваться за счет новых форм привлечения инвестиций и кредитов.

- Какие отрасли городской экономики вы считаете наиболее перспективными?

- Во-первых, строительная отрасль, которой мы начали заниматься практически с нуля, создав свои строительные предприятия. Сейчас мы привлекаем туда инвестиции. Во-вторых, транспорт. У меня есть надежда на то, что создание госкорпораций в судостроении, например, поможет и этим предприятиям встать на ноги. Что город делает для городских предприятий? Мы реструктурируем их долги, выводим излишние земли из оборота, уменьшая сумму земельного налога. Мы забрали на баланс города социальную сферу на многие миллионы рублей, дав возможность предприятиям провести финансовое оздоровление. Кроме того, сформирован  муниципальный заказ, например, на заводе "Энергомаш" он составляет около 30% производства. У нас построены завод по производству металлопластиковых труб, способный на 40% удовлетворять потребности Дальнего Востока в этой продукции, а также заводы по переработке пластика, резины, выпуску стройматериалов, пищевых продуктов, мы продолжаем развивать производство лифтов.

- Сколько средств, по вашему мнению, должно оставаться в муниципальном бюджете, чтобы хватало на все нужды города?

- В мировой практике в муниципальных образованиях остается до 50% собираемых налогов. В 2000 году от тех налогов, что собирал Хабаровск,  в его бюджете оставалось 36%, сейчас - немногим более 11%. В этом году бюджет Хабаровска с учетом выделения централизованных средств по различным целевым программам, составляет около 10 миллиардов рублей, из них чуть более 3,5 миллиардов рублей - это оставшиеся в нашем бюджете налоги. Этого недостаточно, ведь все потребности населения от момента рождения до конца жизни удовлетворяют местные власти. Родился в муниципальном роддоме, ходил в муниципальный детсад, потом в школу, лечился в муниципальной поликлинике, обслуживали его муниципальные предприятия транспорта, торговли, в последний путь человека тоже провожают муниципальные службы. Поэтому было бы лучше, если бы в России в местных бюджетах оставалось до 30% налогов.

- Но средства на многие программы и объекты можно привлекать и извне, в том числе через различные фонды...

- У нас создано несколько городских фондов, например, Городской экологический фонд. На его средства в рамках первой городской экологической программы на 2001-2005 годы была приобретена линия по переработке пластиковых бутылок, организована утилизация отработавших свой срок автомобильных шин и аккумуляторов. Сейчас реализуется вторая экологическая программа, рассчитанная до 2010 года. Кстати, Хабаровск - это единственный город на Дальнем Востоке, где действует целевая городская экологическая программа. Огромную роль в развитии городской экономики также играет "Внебюджетный фонд финансовой поддержки  инвестиционных программ Хабаровска". С его помощью идет финансирование различных городских объектов, координируется работа  научных и проектных организаций. С его участием управляется непрофильная муниципальная собственность, созданы сеть магазинов "Ветеран", торговые комплексы, бани, стадионы.

- Многие из перечисленных объектов должны быть сданы к 150-летию Хабаровска, которое будет отмечаться 30-31 мая. Сейчас в городе идет реконструкция и строительство около 20 крупных объектов, успеете ли к этой дате?

- Успеем, хотя в истории города силами местной власти столько объектов не сдавалось никогда. К 150-летию Хабаровска откроется после реконструкции привокзальная площадь, будут сданы в эксплуатацию верхний из каскада городских прудов на Уссурийском бульваре, кинотеатр "Дружба", поликлиника на Красной речке, торговый комплекс, вторая очередь городских очистных сооружений, откроются новый спортивный комплекс, бассейн "Дельфин", четыре детских сада. В этом году началось строительство городского дворца культуры, сооружение водовода от очистных сооружений в сторону Южного округа и поселка Красная речка. Всего в юбилейный год у нас строится и реконструируется около 100 муниципальных объектов.

- В год 150-летия Хабаровска вас избрали почетным гражданином города, что для вас значит эта награда?

- Отношусь к ней как к любой высокой награде за труд. Хочу напомнить, что в этом году звания почетного гражданина присвоены также участнику Великой Отечественной войны Льву Липовичу и депутату Госдумы РФ журналисту Борису Резнику. Хабаровчане достойно оценили их вклад в развитие города, что особенно дорого в год его 150-летия.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала