Рейтинг@Mail.ru
ПРО Москвы. Как здоровье юбиляра? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ПРО Москвы. Как здоровье юбиляра?

Читать ria.ru в
15 мая 1978 г. была поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны Москвы. Сама возможность перехвата баллистических ракет была убедительно продемонстрирована еще в марте 1961 г., когда противоракетой В-1000, созданной под руководством академика Грушина.

Юрий Зайцев, действительный академический советник академии инженерных наук, для РИА Новости.

15 мая 1978 г. была поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны Москвы. Сама возможность перехвата баллистических ракет была убедительно продемонстрирована еще в марте 1961 г., когда противоракетой В-1000, созданной под руководством академика Грушина. Тогда  была уничтожена головная часть ракеты Р-12, запущенной с волжского полигона Капустин Яр. За этими испытаниями последовало еще несколько, в которых в качестве мишеней использовались баллистические ракеты средней дальности Р-5. Примечательно, что подобное американцам удалось  повторить лишь спустя 23 года.

За десять лет после первого  ракетного перехвата советским ученым удалось разработать  многоканальную систему ПРО Москвы, получившую обозначение  А-35. В июне 1971 г. она была принята в опытную эксплуатацию. Это был существенный прорыв в ракетных технологиях, а поскольку для США он был в то время  недостижимым, американцы вынуждены были сесть за стол переговоров. Их итогом стал Договор по ПРО от 1972 г.,  на долгие годы ставший основой баланса в ядерном противостоянии.

Согласно этому Договору, стороны обязывались  не разрабатывать системы ПРО всей территории страны и не создавать основу для такой обороны. Но имели возможность размещать их в пределах двух районов: одного для защиты столицы данной страны, другого -  для прикрытия позиционного района  пусковых установок баллистических ракет. В Протоколе к Договору, подписанном в 1974 г., количество разрешенных систем уменьшили до одной.

В США первый комплекс средств ПРО был развернут в районе ракетной базы Гранд Форкс. После 4-х месяцев эксплуатации  стала очевидной его малая эффективность, и он был законсервирован.

В Советском Союзе  противоракетный комплекс изначально, еще до заключения Договора 1972 г., был нацелен на защиту Москвы и московского промышленного района.

Надо сказать, что  этот комплекс устарел даже до принятия его в опытную эксплуатацию, но поскольку  Договор разрешал модернизацию существующих систем, на смену опытной  А-35 пришла А-35М, которая и была поставлена на боевое дежурство тридцать лет тому назад. Однако, форсирование Соединенными Штатами программы стратегических ракет с разделяющимися головными частями,  свело в дальнейшем практически на нет и ее возможности. В итоге появилась система А-135, способная справляться с МБР, оснащенными разделяющимися головными  частями индивидуального наведения.

Она была принята на вооружение в 1995 г., и спустя еще год поставлена на боевое дежурство. Ее ядром стали многофункциональная РЛС "Дон-2Н" и командно-вычислительный центр, совмещенные в единое здание в форме четырехгранной усеченной пирамиды. Шахтные пусковые установки противоракет были размещены на позициях вдоль московского большого автомобильного кольца.

Чтобы противостоять новым угрозам, "противоракетный зонтик" Москвы требовал постоянного совершенствования. Но выделяемых средств не хватало даже на поддержание его в рабочем состоянии. Особенно тяжелое положение сложилось во второй  половине 1990 годов, когда расходы на ПРО составили лишь один процент от финансирования 1980-х годов.

Возникла озабоченность, что наработанный за более чем 40-летний период научно-технический потенциал создания систем противоракетной обороны может быть утерян. Ситуация улучшилась только в последние годы, когда были приняты решения о восстановлении  хотя бы минимального уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой области.

Это стало результатом выполнения утвержденной Владимиром Путиным программы вооружения армии до 2010 г., ориентированной на новые ракетные планы США, связанные с размещением ударных средств в околоземном пространстве. 

Нельзя исключить, в частности, что США могут вернуться к вопросу развертывания  космического противоракетного эшелона, основанного на разработках времен действия программы СОИ по проекту "Brilliant Pebbles".  Во всяком случае, США отвергают все инициативы России и Китая в вопросе недопущения милитаризации космоса.

Нелишне будет напомнить, что при Рейгане непосредственно на ПРО выделялось 3,4 млрд. долл. в год, при Буше-старшем и Билле Клинтоне - в среднем более 5 млрд. долл.  Буш-младший добился ежегодного выделения 8 млрд. долл.

По мнению многих военных аналитиков, в такой ситуации было бы крайне важным ввести некий "неизменный обобщенный показатель", учитывающий соотношение средств ядерного сдерживания сторон и их средств противоракетной обороны. При увеличении одной составляющей одновременно и в той же мере должна быть  уменьшена другая. Подход, думается, достаточно справедливый,  но  американская администрация с ним никогда не согласится, поскольку он противоречит доктрине, предполагающей  наращивание неоспоримого военно-технического преимущества США.

Не менее важно для России не дать втянуть себя в гонку по ПРО. Задача создания системы противоракетной обороны всей территории такой страны, как наша, со 100-процентной  гарантией и сегодня, и в обозримой перспективе не решаема. Не говоря уже о потребных огромных затратах. Принимаемые меры для парирования формирующихся  в настоящее время угроз должны быть асимметричными. К их числу, прежде  всего, следует отнести совершенствование средств преодоления ПРО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала