Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
После «технического» премьера Михаила Фрадкова и «переходного» главы кабинета Виктора Зубкова Россия получила настоящего - экономического премьера. В президентской республике так и должно быть: основная сфера компетенции премьер-министра - экономика. В ходе сегодняшней процедуры утверждения на должность премьера в Госдуме Владимир Путин внятно объяснил: основными направлениями его деятельности на посту премьера станут экономическое развитие России и повышение уровня жизни россиян.
Взгляды Путина в качестве кандидата в премьеры оказались взглядами либерального рыночника с большим социальным уклоном, при этом ставящим во главу угла задачи экономического роста. Впрочем, и о поддержании финансовой стабильности он сказал немало.
По большому счету, революционных идей в выступлении Путина не прозвучало. Его видение экономического будущего страны во многом основывается на наработках Минэкономразвития, Минфина, ФСФР, его собственном выступлении на Госсовете в феврале этого года и выступлении в том же феврале Дмитрия Медведева (тогда только кандидата в президенты) на Красноярском экономическом форуме. Но самое главное - Путин подтвердил, что придерживается этих взглядов на экономику.
Так, Путин обратил внимание на то, что хотя по объему ВВП, измеряемому по паритету покупательной способности, Россия вышла на 7-е место в мире, она очень сильно отстает в сфере высоких технологий и подчеркнул необходимость перехода на инновационный путь развития (т.е. за счет внедрения научно-технических разработок в промышленность.).
Новый премьер подробно остановился на необходимости развития финансовых рынков и созданию массового класса инвесторов в ценные бумаги. Предложения же по совершенствованию налогов были во многом схожи с предложениями Дмитрия Медведева в этой сфере, высказанными в феврале. Путин предложил максимально снизить налоги на пенсионную, образовательную системы и сферу здравоохранения, а также ввести налог, стимулирующий НИОКР. Предложения о снижении налогов на бизнес, в том числе НДС, Путин намерен обсудить до августа. Кроме того, он призвал задуматься о снижении сверхналогов на нефтекомпании, чтобы предотвратить падение добычи «черного золота» в стране.
Механизм борьбы с коррупцией, предложенный Путиным, полностью совпадает с либеральной парадигмой: сокращение избыточный функций государства, в том числе сокращение подлежащих лицензированию видов предпринимательской деятельности. Также Путин призвал осуществлять на практике закон о конкуренции от 2006 года и принять пакет антирейдерских законов.
Показательно, что о госкорпорациях было не сказано почти ничего. Были упомянуты только Судостроительная и Авиационная корпорации, создание которых полностью вписывается в концепцию прорыва на фронте высоких технологий.
Особо сильный и явно личный акцент Путин сделал на социальной политике, которую наряду с переходом на инновационный путь и создание современной инфраструктуры (от транспортной до информационной), он выделил в качестве приоритетов своего будущего правительства.
При этом он говорил не только о повышении пенсий, обеспечении ветеранов жильем и автотранспортом, увеличении довольствий военным и повышении МРОТ с 2009 года до уровня прожиточного минимума, что должно кардинально решить проблему бедности. Он подчеркнул также, что надо создать целый комплекс условий для полноценного развития человека за счет улучшения образования, здравоохранения и увеличения доступа к достижениям науки и культуры. Путин поставил задачу за 10-15 лет вывести Россию в число лидеров по качеству жизни. При переходе на инновационный путь развития инвестиции в человека становятся ключевыми, подчеркнул он.
Несколько покритиковать нового премьера можно за то, что многие амбициозные цели были вновь обозначены, но в очередной раз не были даны ясные ответы, как их достичь. Так, Путин поставил цель в ближайшие годы снизить инфляцию до однозначной цифры, что достаточно сомнительно при запланированном росте расходов и увеличении тарифов естественных монополий. Но, по его выступлению было заметно, что новый «экономический» премьер видит перед собой не только масштабные перспективы, но и прекрасно осознает громадные трудности на пути их достижения. И это обнадеживает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции