Показ «Отца солдата» в преддверии Дня Победы также неизбежен, как и «Ирония судьбы» на Новый год. «Отец солдата» - не просто кинолента, входящая в десятку лучших фильмов о Второй мировой войне. Это фильм, который уже несколько десятков лет остается культовым для миллионов людей в бывшем Советском союзе.
Сюжет фильма и прост и трагичен - старик-крестьянин Георгий Махарашвили идет на фронт в поисках сына, проходит всю войну, доходит до Рейхстага, и находит своего сына смертельно раненым. Прошло более 40 лет со дня создания фильма - но до сих пор он никого не оставляет равнодушным.
О том, как снимался «Отец солдата» агентству «Новости-Грузия» рассказывает режиссер фильма Резо Чхеидзе:
- Как-то в Калифорнийском университете Беркли, в Музее искусства проходила декада грузинского кино. Для американских студентов мы отобрали сорок фильмов разного жанра и художественные фильмы разного периода. А после просмотра двух-трех фильмов устраивались конференции, на которых обсуждался просмотр.
После фильма «Отец солдата» один из студентов задал мне вопрос: «Почему вас - грузина заинтересовала тема Второй мировой войны, ведь у вас маленькая республика, о которой я знаю только понаслышке». Я тогда у него спросил: «А сколько человек потеряли США в этой войне?» И он гордо ответил: «300 тысяч».
На это я сказал: «США - огромная страна, вас тогда было 150 миллионов, и, конечно, часть победы принадлежит США,. Но вот та самая маленькая Грузия, которую вы не можете даже найти на карте, потеряла 350 тысяч - больше чем США. Представляете, какая это трагедия - а это действительно национальная трагедия, почти в каждой семье не вернулись с войны мужья, братья и отцы...»
Тема Второй мировой войны - великая тема, она никогда не потеряет своего интереса. Это редкость - такая народная борьба против зла, а фашизм - это олицетворение злого начала человеческой жизни, насилия, беззакония, аморального преступления.
В то же время фашизм типичен, как развитие социального строя, даже в религиозном смысле этого слова. Эпоха войны дала широкие возможности в драматургии, перипетии сюжетов, сложные и очень трагичные. И это тот момент, когда в трудной ситуации проявляется настоящее «я» человека.
Годы войны дали огромный материал для работы для писателей, поэтов, режиссеров. Великие советские фильмы созданы именно на этой тематике - «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Судьба человека» Бондарчука...Это шедевры советского и мирового кинематографа.
Меня, как грузина, в первую очередь, интересовало участие в этой всемирной войне моего народа. Мы понесли огромные жертвы, в процентном соотношении в Грузии воевал каждый четвертый, а погиб - каждый второй из ушедших на фронт.
- Как появилась идея фильма?
- Инициатива сценария «Отца солдата» принадлежит моему студенческому другу Сулико Жгенти, с которым мы вместе учились во ВГИКе. Он на сценарном факультете, а я - на режиссерском. Он и мне принес мне описание будущего «Отца солдата», всего на 7-8 страницах, но уже здесь он замечательно передал основную тему, идею, характер главного действующего лица. Как старик ищет сына на протяжении всего фильма, но находит его в конце, смертельно раненным. Как становится Георгий Махарашвили становится «отцом всей роты», как несет в мир свое огромное человеколюбие.
- Серго Закариадзе, который сыграл Георгий Махарашвили, был единственным кандидатом на главную роль?
- Да, безусловно. Искать актера на главную роль не пришлось. Выбор практически сразу пал на Серго Закариадзе. До этого я видел его на театральной сцене, и в других фильмах. Я знал его палитру, в театре он играл ряд характерных ролей. Тем более, что в то время он снимался в моем фильме «Морская тропа».
- В роли Георгия Махарашвили я хотел видеть типичного грузина, очень типичного старика, но мощного. Именно такого, как выгляд сам Сергей Александрович - мощный торс, мощные шаги, движения, и - юмор, юмор и теплота в глазах, в голосе. Я хотел, чтобы Махарашвили был именно таким - мощным, несгибаемым, но не человеком-памятником, а живым. И каждое движение его полно юмора, юмора полна и его манера разговора.
Кроме того, я хотел, чтобы главный герой выглядел немного .... сказочным. Ведь сюжет «Отца солдата» - в какой то степени эпический, и в нем много «сказочного» - как человек без документов попал в армию и воевал, такое - бывает и не бывает в жизни...
Время показало, что выбор был точным.
- А Серго Закариадзе сразу согласился на роль?
- Я пошел к Серго уже на второй день после того, как прочитал описание сценария. Как сейчас помню. Это было во время съемок «Морской тропы». Я вошел в павильон, Сергей Александрович сидел у зеркала и накладывал грим. А все мы знали его характер - когда он готовился к съемкам и работал, не реагировал ни на что... Я осторожно присел, он даже не смотрит в мою сторону... «Батоно Серго», - зову я. «М-м-м», - откликается... «Вы знаете, я вчера вечером прочел либретто Сулико Жгенти...» ....Никакой реакции, продолжает накладывать грим, пробует усы, уши проверяет... «... Вот, очень интересная штука», - продолжаю, и опять никакой реакции. И тогда я начал рассказывать о фильме, и вдруг Закариадзе бросает грим, поворачивается и ...по щекам его текут слезы...И я понял, что он будет сниматься.
Кстати, руководство тогдашнего кинофильма было против Закариадзе. Мне ставили условия, что фильм должен сниматься без него. Мне пришлось настоять на его участии в фильме. Хотя, если сейчас на это посмотреть, то становится просто смешно - против кого они тогда боролись....Бороться против Серго Закариадзе???... Великого актера, создателя великих и незабываемых образов...
После смерти Серго Закариадзе я хотел смонтировать второй вариант, включить в ленту все нарезы, которые не вошли в фильм. Не из-за цензуры, а потому что материала был очень большим, и просто не умещался во временной формат. Но не удалось - материалы не сохранились. Тогда, через три-четыре месяца после выхода картины на экраны негативы смывались, потому что содержали серебро, а киностудия ежегодно должна была сдавать государству определенную норму серебра...Ничего не осталось...Не осталось драгоценных нарезов...
- Как удалось вам тогда, в условиях небольшой в принципе киностудии, осуществить съемку военных сцен?
- Фильм был очень сложным в плане постановки, нам помогали и Мосфильм, который был технически хорошо оснащенным. Нам безвозмездно предоставляли все армейские подразделения для массовки и военную технику для съемок. За их использование нас никто не заставлял платить, иначе понадобились бы баснословные деньги. А у нас и так был перерасход. Как я помню, бюджет фильма составлял 360 тысяч тогдашних советских рублей. А за перерасход нас все-таки наказали - на студии фильму присвоили третью категорию...
- А вы помните первый просмотр, первую реакцию зрителя?
- Конечно. Это было во Дворце пионеров, фильм смотрели дети и преподаватели школ. И тогда я понял - да, получилось.
- Столкнулись ли вы с проблемой цензуры при создании фильма?
- Цензура, конечно, была в то время. И был один эпизод, который поначалу эту цензуру не прошел. Это эпизод, когда Георгий Махарашвили ударил офицера-танкиста, который танком переехал виноградные лозы...Тогдашний министр кинематографии Романов постановил, что картина будет запущена в прокат без этих кадров, потому что «они противоречат армейскому уставу - солдат не может бить офицера».
Мы растерялись, не знали, как реагировать. Спорили много. В итоге Романов предложил показать картину как есть генералам министерства обороны и политуправлению. Генералы все правильно поняли, объяснили министру, что это - не нарушение устава...Это отец, который воспитывает солдата, как своего родного сына... И картина вышла на экраны в полном объеме.