В официальном перечне государственных праздников Российской Федерации дата 7 мая обозначена как День радио, праздник работников всех отраслей связи. Разумеется, работники всех отраслей связи заслужили право на свой профессиональный праздник. И всё же, на мой взгляд, эта характеристика Дня радио устарела, а потому не точна. Радио давно перестало быть только видом связи. Оно является средством массовой информации, а это нечто иное.
В нашей стране регулярное радиовещание насчитывает немногим более восьми десятилетий. По сравнению с печатной прессой, можно сказать, внук рядом с дедом. Но за этот сравнительно короткий срок радио нашло свою нишу в медиасфере, утвердилось в ней, выработало свои средства общения с аудиторией, создало, говоря языком социологов, свою субкультуру.
Не следует забывать и о том, что радио - первое в категории электронных средств массовой информации. Телевидение, Интернет, электронные носители информации - это всё спустя десятилетия после появления радио и в ряде существенных черт как его продолжение. Не случайно, работники российского телевидения, до сих пор не имеющие своего профессионального праздника (Всемирный день телевидения, который по решению ООН с 1997 года отмечается 21 ноября, у нас пока не прижился), День радио считают своим праздником. Что, в общем, понятно в человеческом плане, но вряд ли правильно по существу: всё же это разные средства массовой информации.
Словом, если исходить строго из современного значения термина «радио», то День радио - это праздник, прежде всего, работников сферы радиовещания как средства массовой информации. А также работников тех видов связи, которые базируются на радиотехнических устройствах.
Напомню кратко предысторию и историю праздника. Событие, положенное в его основу, связано с деятельностью выдающегося русского физика и изобретателя Александра Степановича Попова. Сто семь лет назад, 25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании физического отделения Русского физико-химического общества в Санкт-Петербургском университете, он продемонстрировал созданную им искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему. По мнению ряда историков науки и техники, экспертов, это была первая в мире система такого рода, обеспечивающая достаточно надежный обмен информационными сигналами. Другие специалисты ставят приоритет А.С. Попова под сомнение. Так или иначе, в России это оказался первый сеанс радиосвязи, и он был принят в нашей стране за начало эры радио.
Широкую известность приобрели слова вождя Октябрьской революции 1917 года и первого главы советского правительства Владимира Ильича Ленина о том, что для нас важнейшим из искусств является кино. Говоря это, Ленин имел в виду, прежде всего, демократизм нового вида искусства и обусловленную этим силу его воздействия на людей. Его соратники точно также своевременно заметили и оценили огромную по сравнению с печатью оперативность радио в распространении информации, его колоссальные возможности в доведении «линии партии» до массовой аудитории. Возможности, не ограниченные состоянием дорог, скоростью движения транспорта и прочим, что лимитировало оперативность печати.
Власть энергично взялась за развитие беспроводного радиовещания и за радиофикацию, то есть налаживание проводного радиовещания. Регулярное радиовещание началось в Советском Союзе в 1924 году. В 1929 году началось регулярное радиовещание из Москвы на иностранных языках: сначала на немецком, затем на английском.
В 1925 году в стране торжественно отметили тридцатилетний юбилей радио. Главное торжество происходило в мае 1925 года, в Ленинграде, в Электротехническом институте, где А.С. Попов работал последние годы своей жизни. Торжественные заседания прошли также в Политехническом музее в Москве и Нижегородском государственном университете. Заседание в Москве транслировалось по радио через радиостанцию имени Коминтерна.
В том же году состоялся первый прямой радиорепортаж с Красной площади, посвящённый празднованию годовщины Октябрьской революции. Заметим, что до 1927-1928 года все радиопередачи шли, что называется, вживую. Это было обусловлено не либерализмом власти, не свободой слова, а тем, что тогда не существовало технологии записи выпусков новостей, репортажей, концертов и прочего на плёнке, и, следовательно, предварительная цензура на радио была не возможна. Но уже в 1928 году вышло постановление правительства, предписывающее выпускать в эфир только материалы, предварительно записанные, прослушанные и одобренные цензурой и «свыше».
Довольно скоро, к середине 1930-х годов в Советском Союзе не осталось ни одного крупного или среднего города, большого посёлка, где бы в учреждениях, общественных местах, квартирах, на улицах и площадях не были бы установлены радиорепродукторы.
Огромной объём работы выполнило советское радио в годы Великой Отечественной войны. В эфир и по проводному радио было выпущено свыше 2000 сообщений Совинформбюро, свыше 2000 выпусков «Последних известий», свыше 8000 «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Велись регулярные радиопередачи для партизан и жителей оккупированных территорий. Состоялся прямой репортаж Парада Победы на Красной площади.
Полувековой юбилей радио совпал по времени с победоносным завершением войны с фашистской Германией. 2 мая 1945 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о праздновании пятидесятилетия со дня изобретения радио А.С. Поповым. Учитывая роль радио в культурной и политической жизни общества и в обороне страны, правительство решило установить 7 мая ежегодный День радио. Так 63 года назад в нашей стране появился еще один профессиональный праздник. Как уже отмечалось выше, по мере развития радиотехники, электроники, телекоммуникаций сегодня его отмечают не только радисты, но и работники всех отраслей электросвязи, радиовещания и телевещания, а также информатизации.
Говоря о советском радио, было бы несправедливо ограничиться упоминанием его роли канала распространения информации, средства пропаганды, формирования общественного мнения. На протяжении многих десятилетий, вплоть до конца 1980-х годов, советское радио выполняло культуртрегерскую миссию. Не будет преувеличением говорить об эпохе «радиокультуры», понимая под этим деятельность Всесоюзного и местного радио, направленную на приобщение широких слоёв населения к отечественной и мировой культуры.
Далеко не все граждане имели возможность ходить в Третьяковку и Эрмитаж, смотреть спектакли Большого, Кировского (ныне Мариинского), Малого, Большого драматического театров, восхищаться игрой корифеев МХАТа, посещать залы Московской и Ленинградской консерватории. Радио предоставляло людям такую возможность. Поколениям, родившиеся в 1930-1950-х годов, духовно росли, формировали свои запросы, предпочтения, критерии в области культуры на основе образцов, предоставляемых советским радио.
И это были совсем неплохие образцы, о чём свидетельствовали заключительные слова дикторов: «Текст читали Дмитрий Журавлёв, Осип Абдулов, Ростислав Плятт... Роли исполняли Мария Бабанова, Алиса Коонен, Валентина Сперантова, Вера Марецкая...Русские классические романсы исполняли Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Антонина Нежданова, Зара Долуханова...». Было много хорошей классической музыки, правда, с некоторым уклоном в сторону русской симфонической и камерной классики. Её исполнители, как правило, все высочайшего, мирового уровня: Давид Ойстрах и Леонид Коган, Эмиль Гилельс и Генрих Нейгауз, Большой симфонический оркестр Союза СССР, оркестры Московской и Ленинградской филармоний, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижёры: Николай Голованов, Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев... Целая эпоха великолепных передач для детей связана с именем Николая Литвинова.
В середине 50-х годов у радио появился активный, стремительно набирающий силу конкурент в лице телевидения. Казалось бы, всё предсказывало скорый закат, а затем и полное исчезновение радио. И в таких предсказаниях не было недостатка. Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи - в целесообразности открытия музейных коллекций. Как вещал один из персонажей фильма «Москва слезам не верит», будет одно только телевидение.
Но диктатура телевидения не состоялась. Так, в США на пике «телевизионного бума», в 1959 году, насчитывалось 3879 радиовещательных станций, и около 900 телевизионных станций. Американцы, как известно, не любят вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. В 1976 году в США работало уже 1016 телевизионных студий. Однако за это время число радиостанций увеличилось ещё больше - до 8120. В это же время советские социологи публикуют следующие данные: даже в полностью охваченных телевидением регионах почти 90% жителей при обращении к тому или иному средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет по популярности). И сегодня в России, согласно опросам, около 80% населения более или менее регулярно слушают радио.
Словом, оно нашло своё место в мире электронных СМИ. Это удалось благодаря тому, что радиовещание резко изменило с вою структуру. Оно эволюционировало в сторону создания радиостанций, строго дифференцированных по содержательным и адресным критериям. Грубо говоря, радиостанции специализировались по тематике и аудитории.
Кроме того, в системе современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже в XXI веке не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и печать, и телевидение.
Радио неприхотливо. Его слушание не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с уборкой квартиры, и с вождением автомобиля.
Радио вполне успешно и гармонично сосуществует с Интернетом. В Москве, например, совсем немного радиостанций, которые не пользуются глобальной сетью для распространения своих программ и передач. На сайте слушатели имеют возможность сами выяснить подробности о том, кто учредил радиостанцию, узнать её формат, увидеть логотип и сетку вещания, ознакомиться с последними новостями, рассмотреть лица популярных ведущих, прочитать об их вкусах и пристрастиях и т.д.
Современное радиовещание отличает усиление личностного начала и доминирование прямого эфира. Большинство программ радио изначально ориентировано на конкретных ведущих. Сегодня радиослушатели нередко обращаются не в редакцию, а к конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Прямой эфир - один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем.
Правда, личность ведущего и установки редакции нередко не соответствуют требованиям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда журналисты перенимают тон, стиль, лексику общения маргинальных или люмпенизированных групп, подыгрывают примитивным умственным и культурным запросам своей аудитории. Грешат этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на коммерческих радиостанциях.
Правда и то, что в погоне за рейтингом радиостанции прибегают к приёмам, великолепно показанным в кинокомедии «День радио».
И всё же не это определяет облик современного радио. Его любят за оперативность, демократизм, умение в полной мере учитывать интересы своей аудитории. Когда к этому ещё добавляются правдивость, искренность, интеллектуальность, объективность редакции, ведущих радиостанций, то этому СМИ просто нет цены. Правда, это портрет идеальной радиостанции. Но, почему бы и не помечтать о такой в День Радио?
Ольга Варламова, специально для rian.ru