Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Последний день президентства Владимира Путина завершился впечатляющим "атомным аккордом": 6 мая было подписано российско-американское Соглашение по мирному использованию атомной энергии. Событие неординарное, его ждали более 18 лет. Эксперты высоко оценивают значение этого документа и указывают на то, что он знаменует собой переход российско-американских отношений в области энергетики из политической плоскости - в плоскость экономического сотрудничества.От имени российского правительства документ подписал генеральный директор корпорации «Росатом» Сергей Кириенко, от имени американского правительства - посол США в Москве Уильям Бернс. Соглашение носит рамочный характер, создает правовую базу для нормализации сотрудничества компаний двух стран в области мирного использования атомной энергии. Например, российская компания «Техснабэкспорт», занимающаяся поставками в США урана, конверсированного из плутония, сможет иметь дело напрямую с потребителем - американскими АЭС.
Мало кому известно, что почти половина американских АЭС работает на русском топливе, и уже выработала некую «наркотическую зависимость» от него (качественно и недорого). Практика «подкармливания» американских атомных станций российским ядерным сырьем началась еще в советскую пору, во времена перестройки. Русские цен не заламывали, и это привлекало американский атомный бизнес. Однако в 1991 году начались серьезные неприятности. Их спровоцировала сама Россия, выбросив на мировой рынок (в том числе и американский) «гору» уранового сырья, что, конечно, обвалило цены. Против России была развернута антидемпинговая кампания, повлекшая торговые ограничения и заградительную пошлину в 112% министерства торговли США.
В результате сегодня российский природный уран попадает в Соединенные Штаты единственным монополизированным путем - через американского агента-посредника, корпорацию USEC. Поставки осуществляются в рамках соглашения ВОУ-НОУ, действующего до 2013 года (Соглашение о продаже урана, извлеченного из ядерных боеголовок). Сложившееся положение было неудобным для обеих сторон: и американцы, и россияне понимали, что «без посредника» - лучше, мобильнее и выгоднее.
Два года назад глава «Росатома» Сергей Кириенко начал переговоры с представителями ядерной отрасли США с целью добиться прямого доступа к американскому потребителю компании «Техснабэкспорт». Параллельно был затеян судебный процесс, закончившийся успешно: американский суд признал обогащение урана не продуктом, а услугой, которая не может быть объектом антидемпингового расследования. Решением суда заградительная пошлина в 112% перестает действовать с 2011 года. Подчиняясь вердикту, USEC отменила антидемпинговое расследование против поставок российского урана, которое длилось 18 лет.
Вся эта история сдвинулась с места благодаря двум президентам - Владимиру Путину и Джорджу Бушу. Действуя в интересах своих стран, они поняли, что надо искать выход из положения, и после санкт-петербургского саммита (2006г.) дали поручения своим правительствам найти способ разрешения ситуации. И все равно американцы не очень спешили. Точка была поставлена только через два года, в последний день президентства Владимира Путина.
По словам члена подкомиссии по атомной энергетике Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Владимира Жидких, прежде «развитие взаимовыгодных партнерских отношений между США и Россией в области мирного использования мирного атома сдерживал груз политических ограничений, а теперь фобии «железного занавеса» не мешают привести эти отношения в современное русло взаимовыгодного сотрудничества».
Любой акт о сотрудничестве двух великих держав (которые, так или иначе, воспринимаются как соперники) международное сообщество встречает с облегчением, поскольку что это жест в пользу мира. У нового Соглашения, кроме российско-американской прагматической составляющей, есть неоспоримое достоинство глобального свойства: оно уменьшает риск распространения ядерного оружия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции