Андрей Васильев, политический обозреватель, для РИА Новости.
7 мая Дмитрий Медведев принесет присягу в качестве нового главы Российской Федерации. Из "избранного" президента он станет "действующим". Событие, безусловно, важное, однако едва ли его можно считать точкой отсчета политической деятельности бывшего первого вице-премьера в новом статусе. И хотя он сам всю предвыборную кампанию был достаточно скуп на заявления о своем отношении к партиям и сложившейся в России политической конфигурации, но партии и наиболее значимые общественные движения поспешили сформулировать свои позиции по отношению к нему. Получилось, что «действующим» политиком он стал, еще не сделав никаких шагов.
Впрочем, возникни в них необходимость, их встретят, скорее всего, вполне доброжелательно. Стрелка политического барометра стоит на отметке «ясно». «Погода» Дмитрию Медведеву, в отличие от начала президентской службы его предшественника, благоприятствует.
Прежде всего, у предложившей его кандидатуру «Единой России» большинство не только в Госдуме, но и в обществе. Как информирует Фонд «Общественное мнение», рейтинг единороссов вот уже несколько месяцев держится в границах 52-54%. И их полная поддержка Медведеву обеспечена. Не в последнюю очередь благодаря и тому, что Владимир Путин на последнем съезде «ЕР» был избран председателем партии.
Но, с другой стороны, не стоит и переоценивать влияние «Единой России». Появившиеся предположения о формировании партийного правительства и о наметившемся тренде от президентской республики к парламентской - скорее благие пожелания авторов этих прогнозов. Во-первых, Владимир Путин далеко не случайно несколько раз подчеркнул, что в РФ президентская форма правления, а, во-вторых, как показало время, он менее всего склонен при подборе сотрудников руководствоваться их партийной принадлежностью, а не деловыми качествами.
Однако «Единая Россия», несомненно, обеспечит Дмитрию Медведеву крепкий политический тыл для запланированных им реформ. Тем более что она с образованием в своем составе дискуссионных клубов (читай - фракций) приняла окончательную форму политической партии, придерживающейся центристской идеологии. Причем, судя по заявлению замсекретаря президиума генсовета «ЕР» Олега Морозова, которое он сделал накануне первомайских праздников, партия намерена занять не только центр и правый фланг политической линейки, но уже резервирует себе места и слева. «Я не исключаю, что социал-демократическая партия когда-нибудь появится из недр «Единой России», - сказал Морозов, а он не относится к числу людей, которые позволяют себе опрометчивые высказывания.
В этой ситуации надежды «Справедливой России» на заветное звание «партии № 2» окончательно превращаются в прах. Ее оппозиционность и «третий социализм», который обещал построить Сергей Миронов, пока ничего, кроме иронических улыбок, в среде политологов не вызывают. Их общее мнение выразил председатель совета директоров «Бакстер-групп» Дмитрий Гусев: «Ничего серьезного, на мой взгляд, у них нет и не будет - пока, по крайней мере». В любом случае с 3% сторонников в электорате (данные ФОМ) от «СР» особых помех новому президенту не будет, впрочем, как и ощутимой поддержки.
Естественно, не ожидается никакого противодействия и от еще одного «оппозиционера» - ЛДПР. Весь обширный набор громких призывов Владимира Жириновского можно было бы свести к краткому лозунгу «С Кремлем навеки». Так что 7% либеральных демократов надо, наверное, приплюсовать к активам Дмитрия Медведева.
О «правых» стоит упомянуть только для порядка. Череда провалов на региональных и федеральных выборах, вызванная разочарованием СПС и «Яблоком», вывели их из числа игроков, оказывающих серьезное влияние на политическую жизнь в стране. Рейтинг «Союза правых сил» не может оторваться от нуля, а «Яблоко» демонстрирует в лучшем случае 1%. Но и их лидеры, столь активно боровшиеся с «режимом», пока не спешат делать какие-либо резкие заявления в адрес Медведева, надеясь на установление если не хороших, то хотя бы конструктивных отношений с новой кремлевской администрацией. Сейчас они взяли тайм-аут до проведения этим летом съездов.
Той же тактики придерживаются такие же «нулевые» ДПР и «Гражданская сила». Не говоря уже о том, что последняя выступала инициатором выдвижения Дмитрия Медведева кандидатом в президенты.
Остаться в твердой оппозиции власти обещает лишь КПРФ. На этот счет Геннадий Зюганов высказывался неоднократно. Хотя, надо отдать ему должное, дверь при этом он всегда оставлял открытой, давая тем самым понять, что по некоторым вопросам готов пойти на сотрудничество. Вопрос только в одном - будет ли нужен такой временный союзник Дмитрию Медведеву? Все зависит от того, как среагируют россияне на продолжающийся рост цен. Если его не удастся остановить, то коммунисты, умеющие очень неплохо работать с рядовым избирателем, могут к своим нынешним 12% сторонников прибавить немало новых, а, значит, их политический вес увеличится настолько, что с ними придется считаться.
И, наконец, несистемная оппозиция, представленная ОГФ, РНДС, запрещенной НБП, ДПНИ и множеством других карликовых партий, союзов и движений. На сегодняшний день она существует по большей части виртуально, никого не представляя и ничего конкретного не предлагая. Даже Ирина Хакамада, когда-то выступившая крестной матерью «Другой России», была вынуждена признать, что «избиратели просто не понимают, что конкретно хочет и может предложить оппозиция».
Доминирующее настроение в обществе - «подождем, посмотрим». Рейтинг доверия у Дмитрия Медведева сейчас - 23% (по данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» 26-27 апреля 2008 года, участвовало 3000 респондентов в 200 населенных пунктов 63 субъектов РФ). Почти в два раза ниже, чем у Владимира Путина. Но ровно половина россиян внимательно следит за его первыми шагами. И число этих «наблюдателей» по мере приближения инаугурации растет. Причем 37% респондентов, сообщает ФОМ, относятся к Медведеву очень доброжелательно. И теперь только от него зависит, каково через несколько месяцев будет соотношение его сторонников и оппонентов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции