МОСКВА, 6 мая - РИА Новости, Ольга Липич. Русская православная церковь в этот вторник поминает усопших христиан и отмечает праздник в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
Вторник после первой пасхальной недели издревле считается в церкви особым днем поминовения усопших и именуется Радоницей. Это название этимологически связанно со словами "род" и "радость". Оно свидетельствует, что верующие должны радоваться, поминая покойных, которые, уходя из земной жизни, рождаются "в жизнь вечную". "С верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших", - отмечал известный проповедник РПЦ митрополит Антоний Сурожский.
В этот вторник во всех храмах пройдут заупокойные богослужения. Священники призывают россиян перед поездкой на кладбище прийти на службу и помолиться об умерших родных и близких, потому что главное для усопших - не украшение могил, а именно молитва о них.
Согласно учению церкви, если душа человека в загробной жизни страдает от своих грехов, то молитва о ней на земле помогает ей удостоиться милосердия Господа. Если же усопший праведен, то он, в ответ на молитву о нем, сам перед Престолом Божиим молится за тех, кто поминает его. Поэтому на Радоницу, придя утром в храм, верующие стараются подать записки с именами усопших близких для поминовения их на литургии. Поминовение совершается в алтаре, когда из просфоры вынимаются частицы, которые затем погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. В этот момент читается молитва: "Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих". Святитель Иоанн Златоуст (IV век) учил: "Сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ? нашими о них молитвами, милостынями и приношениями".
При посещении кладбищ церковь призывает не оставлять на могилах рюмки с водкой и куличи "для усопшего", называя этот обычай пережитком язычества, и отмечает, что лучше отдать еду нуждающимся.
В этом году Радоница, которая отмечается каждый год в разные дни (в зависимости от празднования Пасхи), совпадает с днем памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая).
По преданию, святой Георгий родился в III веке в Малой Азии (в Каппадокии) в христианской семье. Поступив на службу в римское войско, он прославился храбростью, был замечен императором Диоклетианом (284-305 годы) и выдвинут в старшие военачальники. Он совершил немало ратных подвигов и чудес. Однако когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святой Георгий раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа. Ни уговоры, ни страшные мучения не смогли склонить святого к язычеству - и по приказу императора он был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (по новому стилю) 303 года.
Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор близ Бейрута и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.
На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства и помощник земледельцам в полевых работах. С XIV века он считается небесным покровителем Москвы, а на гербе российской столицы изображена победа святого Георгия над змеем.
Своим покровителем святого Георгия считает Грузия, издавна именовавшаяся Иверией или "страной Георгия".
Примечательно, что Георгия Победоносца как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. В Российской империи орден "Георгия Победоносца" (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты - для воинов-христиан и восьмиугольные щиты - для воинов-мусульман.
С момента открытия храма великомученика Георгия на Поклонной Горе в Москве в нем ежегодно 6 мая совершается особо торжественное богослужение, во время которого возносятся молитвы о павших защитниках Отечества. На службе присутствуют ветераны Великой Отечественной войны.