Интервью Герхарда Шредера, федерального канцлера ФРГ в отставке, Председателя совета акционеров консорциума Nord Stream для РИА Новости.
- Вы в хороших отношениях с Владимиром Путиным. А как выглядят Ваши отношения с Дмитрием Медведевым? Вы же его тоже неплохо знаете - все-таки он был одним из руководителей Газпрома.
- Я знаю Дмитрия Медведева много лет и ценю его как открытого и готового к дискуссии человека, руководствующегося твёрдыми принципами. На посту первого заместителя премьер-министра он показал, что он не только компетентен в вопросах экономической и социальной политики, но и обладает достаточной силой для проведения своих решений в жизнь. Одним из своих приоритетов он объявил укрепление правового государства в России. Я уверен, что на этом пути его ждёт успех. Он, бесспорно, обладает опытом на международной арене, приобретённым во время многочисленных деловых встреч за границей. Он продолжит движение по тому пути, по которому шла Россия как стабильный и надёжный партнёр в международной политике и как член «большой восьмёрки». Это касается сложных международных задач, которые можно решить только вместе с Россией, а не наперекор ей, к примеру, нераспространение оружия массового поражения, урегулирование ближневосточного конфликта и борьба против изменения климата. Я убеждён, что Россия под руководством президента Медведева внесёт в это конструктивный вклад.
- Запад считает, что Дмитрий Медведев будет более либеральным Президентом, чем Путин. Как считаете Вы?
- Я не вижу политических различий между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Ведь до сих пор они оба вместе определяли политику России. Вдобавок на Западе политику и убеждения Владимира Путина часто оценивают неправильно. Россия, без сомнения, сегодня представляет из себя более открытое, демократическое, стабильное и успешное общество, чем до вступления Путина в должность президента. В общем и целом новый президент, как он и объявил, продолжит политику Владимира Путина. И это правильное решение. В последние годы Россия представляла из себя фактор стабильности, в то время как мировая политика переживала непростые времена. И я уверен, что под управлением президента Медведева Россия останется фактором стабильности.
- Накануне недавнего саммита НАТО в Бухаресте Германия вместе с Францией и рядом других европейских стран выступила против немедленного предоставления ПДЧ Украине и Грузии. Тем не менее, Альянс заявил, что двери НАТО остаются открытыми для всех, и пообещал вернуться к рассмотрению украинского и грузинского вопроса в конце текущего года. На ваш взгляд, насколько велика вероятность того, что Украина и Грузия смогут в ближайшем будущем вступить в НАТО. Будет ли Германия при выработке своей позиции по этому вопросу ориентироваться только на мнение партнеров по Альянсу или станет учитывать и позицию России, которая решительно выступает против дальнейшего приближения НАТО вплотную к границам России?
- Многие, в том числе члены Североатлантического союза, скептически смотрят на возможное членство Украины и Грузии в НАТО. Я разделяю этот скепсис. Большинство населения Украины настроено против вступления в НАТО. В Грузии мы наблюдаем сомнительное внутриполитическое развитие, кроме того, в Грузии и по соседству с ней существуют нерешённые конфликты, которые ни в коем случае нельзя привносить в НАТО. Я бы советовал отказаться от всего, что может быть превратно истолковано как политика окружения и сдерживания России. Таким шагом было бы вступление этих государств в НАТО.
- Одностороннее провозглашение независимости Косово не нашло пока широкой международной поддержки, напротив, ряд стран, в том числе и Россия, а также некоторые страны Евросоюза заявили, что действия косовских властей нарушают международное право и резолюцию 1244 СБ ООН. По мнению Москвы, те, кто усиленно поддерживал провозглашение независимости Косово, так и не смогли объяснить, в чем же именно уникальность косовской ситуации. Разделяете ли вы тезис об этой уникальности? Может ли самопровозглашение независимости Косово вызвать цепную реакцию, «эффект домино» в других регионах, где существуют так называемые «замороженные конфликты»?
- В самом деле, признав Косово, большинство государств-членов ЕС и США вместо решения проблемы только создали много новых. Это касается не только Косово, но и тех конфликтов, о которых Вы говорите. Я считаю признание Косово неверным шагом, поскольку оно преждевременно. Существовали и другие пути. По моему мнению, Сербия должна в обозримое время стать членом ЕС, если страна этого хочет. Косово могло войти в ЕС в составе Сербии, либо можно было создать косовскую независимую государственность в ходе общего вступления Сербии и Косово в ЕС. Во всяком случае, текущий конфликт не может быть решён без участия проевропейских сил из команды президента Сербии Тадича. Однако признание Косово ослабило эти силы, может быть, так существенно, что вскоре нам придётся иметь дело с изолированной и непредсказуемой Сербией. Говоря совершенно откровенно, в данном случае Европейский Союз зря поддался американскому давлению. Это решение, возможно, было в интересах Америки, но в любом случае не в интересах Европы.
- Германию некоторые соседи обвиняют в том, что она дружит с Россией «через их голову». Имеется, конечно, в виду все тот же Nord Stream. Он что и впрямь так опасен для Польши, Балтии, Швеции? Они сейчас явно пытаются любыми способами затормозить строительство. Трубопровод войдет в строй в сроки - первая линия в 2011 и вторая - в 2012?
- Газопровод Nord Stream ни против кого не направлен. Наоборот, он внесёт важный вклад в надёжное снабжение Европы природным газом. Кроме того, это не чисто российско-германский, а европейско-российский проект. Поэтому Европейский Союз оценивает трубопровод Nord Stream как проект, представляющий интерес для всей Европы. В силу этого решения все государства-члены ЕС обязаны поддерживать Nord Stream. Разумеется, при строительстве и эксплуатации газопровода Nord Stream выполнит все экологические и технические нормы. Поэтому мы исходим из того, что благодаря укороченным срокам строительства и интенсивному диалогу с другими странами сможем начать поставки газа в 2011 году.
- Как продвигается согласование маршрута морской части СЕГ с другими странами. Когда он окончательно будет утвержден?
- По пожеланию этих стран Nord Stream в данный момент проводит исследование касательно альтернативных маршрутов. Чтобы не превысить запланированное время, оптимизируется процесс строительства и выделяется необходимое время на процесс получения необходимых разрешений в соответствующих странах. Дальнейшие действия будут согласованы в ходе международных консультаций со всеми государствами Балтийского моря. Этот процесс займёт несколько месяцев. Конкретные сроки зависят от конструктивного и нацеленного на результат участия всех стран.
- По каким причинам стоимость реализации проекта увеличилась (по оценке Газпрома) уже до 7,4 млрд евро. Раньше было около 6 млрд евро.
- Предыдущая оценка бюджета основывалась на приблизительном подсчёте, произведённом более двух лет тому назад на ранних сроках развития проекта. С тех пор при планировании был учтён ряд важных факторов. Существенная часть новой суммы объясняется повышенными расходами на соответствие стандартам безопасности и охрану природы. Кроме того, существенное влияние на расчёты оказала динамика цен на мировом рынке. Кстати, эта динамика повлияла на все инфраструктурные проекты.