Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Завершилась международная часть эстафеты олимпийского огня, 30 апреля олимпийский огонь прибыл на территорию Китая. По территории КНР факел будет путешествовать до 8 августа, но нынешняя эстафета уже завоевала право называться самой скандальной за всю историю современного олимпийского движения. Названная «Эстафетой гармонии и мира», на деле, она обернулась настоящей «битвой за огонь». Сторонники далай-ламы бились с полицией, китайские националисты дрались с корейскими и японскими, журналисты устраивали выходки в духе хулиганов из левацких группировок.
История нападений на олимпийский факел столь же стара, как и сама олимпийская эстафета. Не все об этом знают, но традиции зажигать огонь в Олимпии и нести его по странам и континентам мы обязаны не античной Греции, а нацистской Германии. Ритуал, задуманный в духе факельных шествий, по сей день является одним из кульминационных моментов Олимпийских игр.
Начиналось все в далеком 1936-м. Ответственный за организацию Игр в Берлине немецкий профессор Карл Дьем поделился с доктором Геббельсом креативной идеей: зажечь огонь в Олимпии - месте проведения древних античных игр - и пронести его до Германии эстафетой, передавая из рук в руки. План, согласно которому 3422 молодых арийца, сменяя друг друга, пронесут факел 3422 км - расстояние от Олимпии до Берлина - просто не мог не тронуть воображение министра пропаганды. Разумеется, 72 года назад факельная эстафета символизировала отнюдь не дружбу народов и единство наций, а торжество идей национал-социализма. Именно так ее и восприняли в мире, и попытались воспрепятствовать ее осуществлению. Первые нападения на факел осуществили сербы, вышедшие на антифашистскую демонстрацию в Баня-Луке. Полиция оттеснила нападавших, и эвакуировала атлета с факелом в безопасное место.
В XXI веке покушение на олимпийский огонь радикалы всех мастей превратили уже в своеобразный спорт: в 2000 году во время Игр в Сиднее факел дважды пытались похитить и один раз потушить с помощью огнетушителя. В 2004 году в Мехико огонь погас из-за драки, устроенной журналистами и полицией: репортеры, пожелавшие снять огонь с близкого расстояния, бросились прорывать кордоны стражей порядка, те пустили в ход резиновые дубинки. А в результате - потухший факел в руках спортсмена. Четыре года спустя, по пути в олимпийский Турин, восемь антиглобалистов напали на итальянскую бегунью Элеонору Берлану и отняли у нее факел. Подоспевшие полицейские арестовали четырех хулиганов и вернули факел спортсменке. Но на этом злоключения олимпийского огня не закончились: демонстранты, протестующие против строительства скоростной железной дороги Турин-Леон, попытались накрыть факел куском материи, чтобы обезопасить олимпийский символ от дальнейших инцидентов, организаторы изменили маршрут эстафеты.
Впрочем, по сравнению с нынешней эстафетой это цветочки. В 2008-м многочисленные выступления противников внешней политики КНР, сторонников Далай-ламы, нежелающих, чтобы Тибет был частью многонационального Китая, радикалов из журналистских и правозащитных организаций, превратили спортивное мероприятие в цирк.
О том, что с «миром и гармонией» не клеится, стало ясно с самого старта - атлет с факелом начал путешествие в плотном окружении крепко сбитых молодцов в бело-голубых спортивных костюмах с решительными лицами. Как позже выяснилось, это были бойцы спецподразделения китайской службы госбезопасности. Китайцы словно давали понять - олимпийский огонь будет доставлен к месту назначения, что бы ни случилось. Правда, до начала лондонского этапа эстафета проходила относительно спокойно - всего одна провокация со стороны «Репортеров без границ» на церемонии зажжения огня и антикитайские митинги в Афинах и Стамбуле. В туманном Альбионе сторонникам Далай-ламы и Китая удалось вывести на демонстрации несколько тысяч человек, а факелоносцы дважды подверглись нападению. В Париже стражи порядка готовились основательно - олимпийский огонь сопровождали патрульные машины, мотоциклисты, пешие полицейские и даже полицейские на роликах. И все же из-за нападений сторонников тибетских националистов, охране пришлось несколько раз тушить факел, и даже укрывать атлетов в специальном автобусе. В Америке спортсменка, несущая факел, сразу после старта укрылась на складе, откуда тайно была доставлена в другой конец города. Власти Индонезии проявили настоящую азиатскую хитрость: чтобы избежать неприятных инцидентов, факелоносцев под присмотром полиции и военных попросту отправили «нарезать» круги на стадионе Джакарты. В Японии и Корее специально подтянутые китайские студенты вступили в бой с местными националистами и сторонниками Далай-ламы. В ход шли руки, ноги, бутылки и камни, а участники боестолкновений отправлялись, кто в полицейский участок, кто на больничную койку. В общем, миром и гармонией даже и не пахло.
Президенту Международного олимпийского комитета Жаку Горе пришлось признать - олимпийское движение переживает кризис. Впрочем, олимпийская эстафета показала, что кризис переживает вся современная мировая идеология. Похоже, идеи мультикультурности, порожденные транснациональными компаниями, не выдерживают проверки на прочность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции