Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Как это ни странно, но сам факт того, что Литва на министерской встрече ЕС в Люксембурге 29 апреля заблокировала мандат на начало переговоров с Россией по новому базовому соглашению, не вызвал никакого особого беспокойства. Ни у Москвы, ни у Брюсселя. Вето Вильнюса скорее восприняли с раздражением: еще до встречи председательствующая в ЕС Словения надеялась, что все в Люксембурге пройдет гладко и даже без дискуссий. Потому что в принципе ни у кого из остальных 26 членов ЕС никаких сомнений относительно мандата нет. Теперь, в самом начале мая, в Литву отправится министр иностранных дел Словении, чтобы выяснить, зачем, собственно, Литва подняла такую пыль. Чиновники ЕС в Брюсселе даже не скрывают, что на расчистку проблем уйдет не более двух недель - и к 26 мая, когда пройдет следующий Совет ЕС по внешним делам и общим вопросам на уровне глав МИД, мандат уже будет получен и утвержден.
Ничего страшного с практической точки зрения в такой в общем недолговременной отсрочке нет. Здесь надо напомнить, что речь идет о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, взамен вступившего в силу в 1997-м году. На самом деле оно было подписано еще Ельциным на Корфу в 1994-м (затормозила его вступление в силу чеченская война). Это был договор другой России с другим Евросоюзом. Мы лишь «выздоравливали» после распада СССР и были согласны на многое, с чем навряд ли согласились бы теперь, будучи здоровыми.
А Евросоюз тогда состоял из 12 членов. В 2006 году Польша уже блокировала вплоть до начала этого года переговоры о выработке нового соглашения из-за российского эмбарго на поставки польской свинины. Переговоры как раз и должны были начаться в 2006-м, так что с новым соглашением Россия-ЕС мы фактически уже отстали на два года. Но сейчас Польша все возражения сняла. А пока с Варшавой разбирались, по истечении 10-летнего срока действия соглашение в декабре 2007-го было продлено на год, и этим проблема была решена.
И все же новый акт наших отношений, конечно, надо оформлять заново, с учетом нового статуса и России, и расширенного ЕС. Но пока Москва, похоже, не особенно и торопится с таким оформлением, поскольку, как кажется, еще точно и не определилась со стратегией в отношении Европы. Не разобралась и по части того, что из себя представляет новая европейская стратегия.
Европа хочет заключить с нами, вместо прежнего документа, некое подобие «брачного контракта», где скрупулезно будет прописано все, что стороны могут, а чего нет. Ее можно понять. На сегодня ЕС - самый крупный клиент России в энергетике, и ему не безразлично, как и чем будут регламентироваться отношения с единственным мировым «энергетическим супергигантом» дальше. И России это важно. Уже сейчас три четверти российского газового экспорта идут в Евросоюз.
Но хотя старое соглашение уже никуда не годно и срок его истек, никакой правовой пустоты из-за этого не образуется. Стороны вправе продлевать его хоть до бесконечности.
А что касается торговли, экономических связей и всего прочего, то, по большому счету, заниматься коммерцией или обменом по принципу «я - тебе, ты - мне» мы можем и с каждым членом ЕС порознь. Нам в принципе было бы не так уж и плохо жить и без «брачного договора». В «гражданском браке». Европа Москве, и российскому бизнесу, гораздо милее в качестве «клиентки»», регулярно платящей по счетам, а не как требовательный партнер, которому вовсе не все равно с кем дружить. Правда, есть, конечно, и соображения «высшей близости», где нужен определенный дресс-код, по которому можно отличить своего от чужого.
В общем, переговоры по соглашению будут и длительными и сложными. Хотя уже сегодня можно с полной уверенностью сказать, что к очередному саммиту ЕС-Россия 26-27 июня в Ханты-Мансийске мандат на переговоры уже будет. С Литвой « договорятся».
То, что с ней не договорились раньше, объясняется очень просто. До конца нынешнего года в Большой Европе будет продолжаться процесс ратификации Лиссабонского договора, который, среди прочего, изменит и процедуру принятия решений внутри ЕС по всем важным вопросам. На 30 апреля из 27 стран Евросоюза ратифицировали договор только 10. «Раскачивать лодку» на таком фоне выволочками одной стране, чтобы, не дай бог, отвратить от нового договора другие, никто не собирается.
В принципе этот договор и нужен для того, чтобы избавить ЕС от «эскапад» малых членов. Литва как раз в эту категорию укладывается со своим 21-м местом по объему ВВП внутри ЕС и почти таким же по числу населения. До сих пор по множеству важнейших вопросов в Европе действует принцип консенсуса и возможность вето любых решений любым членом. Европейских стариков это уже давно раздражает, поскольку дает право «молодежи», типа Литвы, преспокойно превращать любую площадку для серьезных переговоров в трибуну для оттачивания политического эгоизма. По новому договору, решения будут приниматься по принципу «двойного большинства»: «за» должны высказаться 55% стран-членов с не менее чем 65% населения.
Литва, кстати, свои возражения против мандата на переговоры обосновывала, среди прочего, даже необходимостью «привлечь» Москву в связи с инцидентом еще 1991-го года в пограничном Медининкае, где в «неспровоцированной» перестрелке российские пограничники якобы застрелили нескольких литовских пограничников. Она также настаивала на том, чтобы Москва починила трубопровод «Дружба», идущий на Мажейкяйский нефтекомбинат, отстала от Абхазии, Южной Осетии, Грузии, «компенсировала оккупацию»... Общее раздражение «отцов-основателей» ЕС выразил один европейский дипломат, попросивший не называть своего имени: «Все это уже дошло до абсурда и вовсе не отвечает нашим интересам. Мне кажется, что это как-то связано с предстоящими выборами в Литве». 12 октября в стране, действительно, парламентские выборы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции