Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Амбициозный проект газопровода "Южный поток" (South Stream), по которому "голубое топливо" из России по дну Черного моря пойдет в страны Южной и Западной Европы, обретает все более четкие очертания. 29 апреля к этому проекту присоединилась Греция. В Москве по итогам переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса было подписано межправительственное соглашение о строительстве греческого участка «Южного потока» мощностью 10 млрд кубометров в год.
Новый маршрут транспортировки российского, а в перспективе и центральноазиатского газа в Европу в июне прошлого года предложили российская газовая монополия «Газпром» и итальянская энергетическая компания ENI. Согласно их планам, первый участок «Южного потока» длиной около 900 километров должен пройти по дну Черного моря от российского берега до болгарского. Далее предполагается тянуть две ветки газопровода. Первую - на северо-запад через весь Балканский полуостров, чтобы в конечном итоге можно было поставлять топливо не только в страны этого региона, но и на север Италии и юг Германии. Вторая ветка газопровода должна пересечь Болгарию и Грецию и далее по дну Адриатики дойти до юга Италии.
По обеим веткам «Южного потока», ориентировочная стоимость которого сейчас оценивается в $14 млрд, в перспективе планируется транспортировать 30 млрд кубометров газа в год. Первые поставки предполагается начать в 2013 году.
Поначалу нашлось немало скептиков, поставивших под сомнение осуществимость и целесообразность грандиозных планов российской и итальянской компаний. Однако постепенно их голоса стихли, поскольку балканские страны одна за другой стали присоединяться к «Южному потоку». В январе были достигнуты договоренности о прокладке «Южного потока» по территории Болгарии и Сербии, в феврале аналогичное соглашение подписано с Венгрией. Таким образом, обрело очертания ответвление «Южного потока» на северо-запад Балкан. Достигнутое же соглашение с Грецией об ответвлении «Южного потока» на юг Балкан дает возможность продолжить газопровода в южную Италию.
Во многом проект «Южного потока» схож с идеей строительства «Северного потока» (Nord Stream) - газопровода, который по дну Балтийского моря свяжет Россию с Германией. Оба новых трубопровода строятся, в первую очередь, в интересах европейских потребителей газа. Самым ощутимым результатом этих проектов станет большее количество маршрутов, по которым «голубое топливо» пойдет из России в Европу, что увеличит гарантии поставок газа, в том числе и в Грецию. Кроме того, Россия благодаря строительству «Южного потока» восстанавливает крепкие связи со своими многовековыми союзниками на Балканах - Грецией, Болгарией и Сербией.
Как заявил президент России Владимир Путин после подписания российско-греческого соглашения, реализация «Южного потока», «безусловно, гарантирует потребности греческих партнеров», которые по оценкам обеих стран возрастут в ближайшие восемь лет как минимум в два раза. При этом российский президент подчеркнул, что страны, «которые в состоянии поставить первичный энергоноситель в нужном объеме и по конкурентоспособным ценам для Европы, можно перечислить, загибая пальцы только одной руки».
В этой связи сразу же возникает ассоциация с проектом другого газопровода - Nabucco, конкурирующего с «Южным потоком». По нему газ в Европу должен пойти из Турции. Проблема Nabucco заключается в том, что в самой Турции газа нет, и она является лишь транзитной страной. Достаточным количеством «голубого топлива» наполнить Nabucco можно будет только в том случае, если оно пойдет в него не только из Азербайджана, но и из стран Центральной Азии (Казахстана, Туркмении и Узбекистана). Для того же, чтобы в Nabucco пошел центральноазиатский газ, необходимо построить еще и Транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря. Но чем быстрее будет осуществляться проект «Южный поток», тем неопределеннее будет будущее Транскаспийского газопровода, а соответственно и перспективы Nabucco.
Однако как следует из слов Путина, Россия не ведет борьбу с альтернативными «Южному потоку» проектами. «Если кто-то в состоянии на экономически приемлемых условиях реализовать другие проекты подобного рода, обеспечить эти газопроводные системы продуктом в достаточном объемы, мы будем только рады», - заявил российский президент.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции