МОСКВА, 30 апр - РИА Новости. Рынку современного искусства крах не грозит, сказал в интервью РИА Новости глава отдела современного искусства "Сотбис, Нью-Йорк" Алекс Роттер.
"Я не думаю, что за слухами о том, что рынок современного искусства раздут и скоро лопнет, как мыльный пузырь, стоит что-то серьезное. Напротив, за последнее время это самый быстрорастущий сегмент арт-рынка", - сказал Роттер.
По его словам, действительно, во время экономического кризиса 1989-1990 годов, цены на современное искусство значительно упали. "Но тогда этот рынок был очень узким, его держали лишь несколько коллекционеров. Сегодня ситуация принципиально изменилась, и он стал всемирным", - отметил он.
Роттер добавил, что современное искусство стали активно собирать не только американские коллекционеры, как это было еще десять лет назад, но и восточно-европейские, русские, азиатские. "Пять лет назад современное искусство на "Сотбис" покупали люди из 36 стран, а сейчас активно приобретают уже граждане 58 стран", - сказал он.
Еще одной причиной роста этого сегмента арт-рынка, по мнению Роттера, стало то, что искусство всегда давало статус, а в наши дни современное искусство сознательно используют для формирования имиджа как людей, так и компаний.
"Если в 2002 году продажи современного искусства на аукционе "Сотбис" составили 218, 8 миллионов долларов, то в 2007 году - уже 1,3 миллиарда долларов. Таким образом, рост составил более 500%", - добавил собеседник агентства.
По его словам, все больше и больше людей начинают интересоваться современным русским искусством. "Русское искусство также активно востребовано, и, прежде всего, у русских покупателей. Например, в 2000 году "русские торги" принесли шесть миллионов, а только за четыре месяца 2008 года мы уже заработали 58 миллионов долларов", - продолжил он.
Феноменальный рост цен на современное искусство Роттер связывает с глобализацией и появлением новых рынков. "Десять лет назад, когда я пришел работать в отдел современного искусства, он был небольшим, теперь он самый крупный в "Сотбис", и у нас есть подразделения, которые специально занимаются современным искусством Китая и России", - сказал он.
Кроме того, по словам Роттера, раньше чтобы оценили современного художника, требовалось время, и поэтому многие талантливые мастера умирали нищими. "Сегодня из-за глобализации рынка, настоящий талант просто не может остаться незамеченным на арт-рынке. Именно поэтому все современные хорошие художники стоят очень дорого. Но бывают и исключения, например, Илью Кабакова всегда очень ценили как лидера московских концептуалистов, но рыночные цены на него стали устанавливаться только сейчас", - отметил он и напомнил, что на аукционе Phillips de Pury & Co картина "Жук" Ильи Кабакова была продана за 5,8 миллионов долларов.
Он рассказал также, как происходит отбор коллекции для торгов современного искусства. "Мы, как правило, сотрудничаем и с галеристами, и с коллекционерами, которые решают, что пришло время продавать того или иного художника", - отметил он. На аукционы крайне редко попадают работы непосредственно от художников. "Нет объективных критериев оценки искусства или какой-то точной формулы, по которой можно было бы судить, насколько хорошо то или иное произведение, поэтому, прежде, чем попасть на аукцион, работа современника должна пройти отбор специалистов: галеристов и коллекционеров. В итоге, на аукционы попадают исключительно качественные работы. Мы не занимаемся раскручиванием новых имен, мы продаем хиты," - добавил он.