90 лет назад, 30 апреля 1918 года, решением наркома просвещения Советской России Анатолия Васильевича Луначарского в Петрограде была основана киностудия «Ленфильм».
В первые годы существования название киностудии было длинным и скучным: Петроградский кинокомитет при Наркомпросе, созданный на базе киноподотдела внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению. В 1922 году студию переименовали в «Севзапкино», в 1924 году - в «Совкино», в 1925 - в «Лениградкино», в 1930 году - в «Союзкино». Современное название - «Ленфильм» - студия носит с 1934 года. Современная студийная марка с "Медным всадником" впервые появилась в титрах картины "Рабочий поселок" режиссера Владимира Венгерова в 1965 году. Ее автор художник Марина Боголовская.
Интересна история зданий «Ленфильма». На Каменностровском проспекте стоит комплекс зданий: дом, обращённый фасадом к проспекту, корпус ресторана «Аквариум» и здание киностудии «Ленфильм». В 1880-х годах этот участок приобрёл купец 1-й гильдии Георгий Александрович Александров. Бывший крепостной из тверского поместья князей Волконских, Георгий Александрович прибыл в столицу искать счастья и, начав "мальчиком" в ресторане братьев Лейнер на Невском, ушел из жизни владельцем"Аквариума", потомственным почетным гражданином Санкт-Петербурга, старостой церкви Св. Сергея Радонежского при Мариинском приюте офицерских детей, учредителем бесплатного дома для бедных вдов и сирот, председателем богадельни и школы для пожилых обедневших купцов и мещан.
Купец намеревался соорудить здесь большой аквариум в несколько секций, чтобы показывать его за плату посетителям. Предполагалось завезти сюда морских и пресноводных рыб и животных, организовать бассейн с водными растениями. Рядом с ним планировалось читать лекции о подводном растительном мире. Эти идеи так и не осуществились. Однако слово «Аквариум» закрепилось за садом и рестораном, расположенными на участке Александрова.
В 1891 году к зданию ресторана пристроили помещение для театра на 2500 мест. Первоначально заведение назвали «Театром Александрова», затем - «Аквариум». Вечером 4 мая 1896 года в летнем театре «Аквариума» давали оперетту "Альфред-паша в Париже". Приманкой же для посетителей послужил синематограф, который обещали показать перед третьим актом. Отзвучали финальные куплеты второго акта, и киномеханик Франсис Дублие, сотрудник изобретателей кино братьев Люмьер, принялся медленно вращать ручку ящика орехового дерева. На экране возник локомотив, прибывающий на станцию Ля Сиота. Позднее сеансы кинематографа состоялись в Москве в саду "Эрмитаж" и на Нижегородской ярмарке.
В 1908 году инженер Владислав Карпинский основал на Каменноостровском проспекте одну из первых в Петербурге кинофабрик (его опередил лишь фотограф Александр Дранков, открывший киноателье). Фабрика синематографических лент получила название "Омниум-кино", снимала видовые и хроникальные фильмы, которые охотно покупались прокатными компаниями города. Демонстрировались познавательные и документальные сюжеты Владислава Карпинского и в театрах Скобелевского комитета, который в 1912 году специально учредил кинематографический отдел.
После Октябрьской революции 1917 года все имущество кинематографического отдела, включая технику и киноленты, было передано в ведение Петроградского кинокомитета. Здесь и был в 1918 году снят первый советский фильм "Уплотнение" (сценарий Анатолия Луначарского, режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг). Постановление о передаче помещений бывшего "Аквариума" в распоряжение "Севзапкино" для организации кинопроизводственного городка было принято в 1923 году. Тогда же был сделан большой заказ за границей различных киноаппаратов для оборудования главного ателье на Каменноостровском.
С момента создания «Ленфильм» отличал удивительно быстрый творческий рост, «звёздный», говоря современным языком, набор имён. Молодая киностудия как магнит притягивала к себе талантливую, ищущую новые пути в искусстве молодёжь. В сценарном отделе студии работали Борис Лавренёв, Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов. Режиссёрский корпус был представлен Сергеем Эйзенштейном, Григорием. Козинцевым, Леонидом Траубергом, Сергеем Юткевичем, братьями Васильевыми (под этим псевдонимом творили однофамильцы Сергей и Григорий Васильевы). Музыку ко многим фильмам писал тогда ещё юный Дмитрий Шостакович. На студии снимались Янина Жеймо, Сергей Мартинсон, Сергей Герасимов, Николай Черкасов. Сотня фильмов, среди которых "Октябрь", "Новый Вавилон", "Обломок империи", "Иудушка Головлев", "Гроза", "Чапаев", "Юность Максима", "Подруги", "Депутат Балтики", "Семеро смелых", "Петр Первый"...
В 1960-е годы, когда студия почувствовала нехватку кадров, способных держать заданный в довоенный период уровень, маститые режиссёры решили готовить их сами. При студии открылись Высшие режиссёрские курсы, выпускниками которых стали такие известные ныне режиссёры, как Илья Авербах, Глеб Панфилов, Игорь Масленников.
«Ленфильм» всегда отличало внимание к начинающим режиссёрам, операторам, сценаристам. Студия смело брала на себя риски, связанные с дебютом, и в большинстве случаев это оправдывало себя. Благодаря «Ленфильму» отечественное кино получило таких мастеров, как Виктор Трегубович, Геннадий. Полока, Виталий Мельников, Сергей Микаэлян, Владимир Мотыль. Савва Кулиш, Семен Аранович, Динара Асанова, Александр Рогожкин, Юрий Мамин, Владимир Бортко.
Конечно, не всё и всегда шло гладко. Алексей Герман снял свой сразу принёсший ему славу фильм "Операция "С Новым годом!"" в 1971 году, а в прокат под названием "Проверка на дорогах" он вышел лишь в 1985 году. Правда, через пять лет, в 1990 году, тогдашний генеральный директор "Ленфильма" Александр Голутва, подписав приказ о создании в его составе "Студии первого экспериментального фильма", назначил её руководителем Алексея Германа. Через неё пришли в кино Алексей Балабанов, Евгений Юфит, Лидия Боброва, Олег Ковалов, Игорь Алимпиев, Ирина Евтеева, Максим Пежемский...
Всего за всю историю на "Ленфильме" было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства.
Сейчас киностудия «Ленфильм» переживает нелегкие времена. Фильмов снимается мало, финансовое положение тяжелое. Часть имущества студии уде приватизировано. Правительство Санкт-Петербурга включило «Ленфильм» в план приватизации на 2008 год. Пока это решение удалось приостановить. Кинематографисты «Ленфильма», творческая общественность страны считает, что «Ленфильм» можно возродить. Для этого нужна поддержка государства.
Ольга Варламова, специально для rian.ru