Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Президент Сирии Башар Асад в интервью катарской газете "Аль-Ватан", перепечатанном позднее сирийскими СМИ, усомнился в возможности проведения конференции по Ближнему Востоку в Москве. Кроме того, он добавил, что если это мероприятие все-таки состоится, то вряд ли будет успешным. Такие слова из уст главы государства, которое является одним из самых близких партнеров России на Ближнем Востоке в последнее время, могут показаться странными. Но на деле высказывания Асада во многом отражают сегодняшний настрой самой Москвы.
Арабские страны изначально поддерживали идею конференции, однако устали ждать. Встреча в Москве планировалась этой весной - в марте или апреле. Апрель прошел, и сейчас звучат слова о том, что конференция может пройти в июне-июле. Пока предполагается, что возможная дата проведения конференции будет озвучена 2 мая в Лондоне на встрече «квартета» ближневосточных посредников, в который помимо России входят США, ЕС и ООН.
Однако даже если долгожданное объявление даты и состоится, и конференция все-таки будет собрана, существуют большие сомнения, что она будет результативной. И сомнения эти испытывает отнюдь не только президент Сирии, но и российские дипломаты. Они не могут отказаться от идеи проведения конференции, но и желания устраивать показательное шоу без очевидного возможного результата у них нет. И это одна из причин, почему так долго Москва не объявляет дату проведения мероприятия.
По версии Асада, проблема в организации конференции заключается не только в «упрямстве Израиля» (напомним, что израильтяне отказываются приезжать в Москву), но и в американской администрации, которая оказывает существенное влияние на этот вопрос. Асад подчеркнул, что Сирия поддержит любую конференцию, которая могла бы быть проведена в Москве, «но разве ей позволят быть успешной?» - сомневается сирийский лидер, добавляя «мы не доверяем США и Израилю».
В тоже время Асад признает, что для успеха мирного процесса необходимо участие посредника, способного оказать давление на Израиль. Единственный, кто это может сделать, по его мнению, это США. Именно поэтому, отмечает президент, им отводится основная роль в ближневосточном урегулировании. Москва же ни во времена СССР, ни сейчас давить на израильтян не может. И из этих слов президента можно сделать вывод, что Дамаск не считает, что усилия России в ближневосточном урегулировании могут быть результативными, «каким бы искренним не было ее желание добиться мира в регионе».
Что ж - все это правда. Влияние России на Израиль в вопросах войны и мира практически нулевое. И во многом именно израильское неприятие идеи московской конференции и привело к тому, что она до сих пор не состоялась. А теперь и вовсе нет смысла в ее проведении, по крайней мере, на данном этапе. Прежде всего, по двум причинам. Первая - палестино-израильское урегулирование не продвигается, несмотря на все усилия международных посредников, включая США. Вторая же причина в сирийско-израильских переговорах о мирном урегулировании при посредничестве Турции.
Напомним, что России потратила немало сил на то, чтобы сирийский трек не исчез из контекста ближневосточного урегулирования, и обсуждение сирийско-израильских проблем должно было стать одной из центральных составляющих московской конференции. Сирийцы и израильтяне в итоге обошлись без Москвы, ее роль сыграла Турция - по крайней мере, если верить сообщениям о переговорах, которые появляются в СМИ. Хотя, скорее всего, посреднические усилия России на этом треке тоже сыграли свою роль. И они еще смогут понадобиться.
Судя по звучащим из Анкары заявлениям, Турция пока добилась немногого - переговорный процесс между Сирией и Израилем находится на начальной стадии. Тем не менее, среди израильских политиков уже начались разборки. Вопрос не просто о возвращении сирийцам оккупированных Голанских высот, а о том, чтобы разорвать связку Дамаск - Тегеран - ХАМАС - «Хезболлах». Многие израильтяне опасаются, что граница с Сирией, которая была до сих пор самой безопасной, превратится в «горячую точку». Для решения этого вопроса посреднических усилий Турции явно будет недостаточно. Необходим комплексный подход, на котором всегда настаивала Москва - т.е. палестинский, сирийский, и ливанский треки ближневосточного урегулирования должны рассматриваться вместе. Если остальные посредники с этим согласятся, то к вопросу ближневосточной конференции в Москве можно будет вернуться. В противном случае - и тут Асад прав - она бессмысленна. Прав он и в другом - без участия Вашингтона ни один вопрос на Ближнем Востоке сегодня не решится. Но отнюдь не потому, что они могут оказать давление на Израиль, последние события доказывают, что это не так. Да и дело сегодня не в этом. Ближневосточное урегулирование сегодня - вопрос не силы, а доверия.
Пока же получается замкнутый круг - арабы доверяют Москве, но решающий голос не за ней. В то же время переговорные усилия по всем трекам ближневосточного урегулирования продолжаются через посредничество региональных игроков - Турции, Египта, стран Персидского залива и т.д. Вопрос, зачем это делается - если решающий голос все равно за США, которым арабские страны, в первую очередь Сирия, не верят? Впрочем, и США не спешат доверять некоторым странам Ближнего Востока и предпочитают комплексному подходу выстраивание «осей зла» и «партнерских коалиций». А в этом случае действительно никакая конференция - будь то в Москве, будь то в Вашингтоне - не поможет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции