Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости
Подведены первые итоги арктической экспедиции в Карское море, предпринятой Российской академией наук в октябре 2007 года. Рейс, осуществленный научным судном «Академик Мстислав Келдыш», имел связь не только с национальными научными программами, но и был вписан в контекст Международного Полярного года, призванного исследовать изменения живой и неживой природы в Арктике, вызванные глобальным потеплением.
«Выбор пал на Карское море по нескольким соображениям, - пояснил руководитель экспедиции заместитель директора Института океанологии Российской академии наук Михаил Флинт. - С одной стороны, этот морской бассейн находится под влиянием вод, проникающих в Арктику из Атлантики, а с другой - это классическое сибирское море, принимающее сток мощных рек, Оби и Енисея, и имеющее огромный шельф».
Шельф - место, где реализуется климатическая кухня, управляющая дальнейшими процессами в Арктике. «Арктика меняется под воздействием глобальных процессов, однако процессы, происходящие в ней самой, имеют обратное влияние на климат, - подчеркнул Михаил Флинт. - Причем в этой взаимозависимой системе есть некие пороговые причины (например, процесс вертикального перемешивания воды), способные приводить к массированному таянию льда».
В целом за последние 12 лет площадь ледового покрытия Арктического бассейна уменьшилась на 25-27%, а сам лед стал значительно тоньше. Резкое, невиданное за 50 лет исследований изменение произошло между 2006-2007 годами: площадь льда уменьшилась на 1,5 млн. кв. км. Ситуация объясняется многими гидрологическими и гидрофизическими последствиями изменения глобальной температуры.
Наряду с климатическим аспектом у «арктического интереса» есть и другие составляющие. Это изъятие биологических ресурсов из Мирового океана и наличие огромного запаса углеводородных ресурсов на шельфе. С развитием потепления значительная часть пространства может открыться для свободного плавания, и Северный морской путь будет функционировать круглогодично. По словам Михаила Флинта, «трудно себе даже представить, какая это будет экономия в коммуникациях между Америкой и Европой, насколько подешевеет транспортировка нефти». Прогноз важный в экономическом отношении, и не только для России. Скажем, путь из Роттердама в Иокогаму сократится на 40% по сравнению с современным маршрутом через Суэцкий канал.
Еще один арктический аспект вплотную связан с энергетическим будущим человека: природные кладовые шельфов сказочно богаты углеводородным сырьем. Арктика на 30% состоит из шельфовых мелководных морей, при этом 70% этого пространства принадлежит России.
Как утверждают специалисты, запасы газгидратов, газконденсатов только на восточных арктических шельфах соизмеримы со всем, что есть на суше. Правда, их изъятие будет дорогим, потребуются огромные материальные вложения, принципиально новый технический потенциал, инновационные методики.
Одно из интереснейших открытий экспедиции, по словам профессора Флинта, состоит в том, что система циркуляции в Карском море организована не так, как считалось раньше. Выяснено, что значительную часть года (исключая зимний период) течение движется вдоль восточного побережья Новой Земли и направлено вон из бассейна, тогда как прежде полагали, что оно идет внутрь Карского «кармана». Отсюда вывод, последствия которого могут быть существенны: если в перспективе Россия развернет промыслы на шельфе, углеводороды будут попадать в течение, и все это будет доставляться в Арктику.
Ученых очень беспокоит аспект, связанный с экологической безопасностью хозяйственной деятельности на шельфах. «Жизнь арктических экосистем на этой широте коротка - 2-2,5 месяца, все биологические продукции формируются в эти сжатые сроки, - подчеркнул Михаил Флинт. - Нерегламентированным судоходством, активным строительством, нерациональным изъятием чувствительные арктические экосистемы можно превратить в ужасную свалку, ликвидировать которую будет очень сложно. Однажды тронув их, можно спровоцировать деструктивные процессы. Яркий пример тому - следы вездеходов в тундре. Они не исчезают десятилетиями, а в узкой колее начинается теплообмен, оказывающий негативное влияние на вечную мерзлоту. Подобное может случиться и в море».
Но можно ли в принципе считать арктический район перспективным для создания мощной инфраструктуры Северного морского пути, разворачивания промысловой структуры углеводородов? Стоит ли уверенно говорить о долговременном тренде потепления? Может быть, заложив экономическую перспективу, ученые поймут, что процесс потепления поворачивает вспять? Тогда будет нужна другая стратегия, способная обеспечить выгодную и безопасную эксплуатацию арктических территорий. Эти сомнения вряд ли кто-нибудь сегодня возьмется разрешить.
Теоретически Арктика может растаять. Ученые, которые занимаются реконструкцией палеоклимата (десятки тысяч лет назад), утверждают, что такие температурные флуктуации были и раньше. Некоторые уверены, что сейчас мы находимся на вершине флуктуации потепления, процесс этот глобальный, и сколько он продлится, неизвестно. Однако происходящее в Арктике имеет огромное мировое значение уже сегодня.