ПЕНЗА, 28 апр - РИА Новости. Заявление российского МИД по ситуации в Абхазии должно быть воспринято как предупреждение от поспешных шагов, считает вице-спикер Совета Федерации, ответственный секретарь Совета законодателей РФ Александр Торшин.
Посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин 25 апреля на пресс-конференции в РИА Новости заявил, что Россия в случае развязывания грузинской стороной военного конфликта в непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия применит все, в том числе, военные средства для защиты соотечественников, проживающих в этих регионах.
"Это заявление я считаю очень своевременным, и оно должно быть воспринято как предупреждение от авантюристических ходов", - заявил Торшин журналистам в Пензе, где в понедельник проходит заседание Совета законодателей.
По мнению сенатора, любые "необдуманные заявления с любых сторон - Грузии, Абхазии или Южной Осетии" - приведут к появлению большого количества беженцев в этом регионе.
"Поэтому я считаю, что выход из сложившейся ситуации нужно искать очень деликатно", - сказал он.
Торшин высказал предположение, что Россия может защитить своих граждан, проживающих в непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия, с помощью базирующихся там российских миротворцев.
"Подобная защита - стандартное применение миротворческих сил", - убежден вице-спикер Совета Федерации.
Вместе с тем, он не исключил и дополнительного ввода российских войск в случае необходимости.
Торшин сообщил также, что обращения непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия о признании их независимости Временная комиссия Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе планирует рассмотреть в середине мая, после майских праздников.
"Мы намерены пригласить на него руководство Северной Осетии, которое предложило нам рассмотреть обращения Южной Осетии и Абхазии, а также представителей исполнительных структур российской власти",- сказал Торшин. По итогам этого заседания должны быть приняты рекомендации.
"Но я считаю, что не надо выпускать по каждому поводу заявления Совета Федерации, дублирующие аналогичные заявления Госдумы - какой смысл просто заявлять о том, что мы поддерживаем своих соотечественников?", - заявил Торшин.
МИД РФ сообщил 6 марта, что Россия отменила введенные в 1996 году торгово-экономические, финансовые и транспортные санкции в отношении Абхазии и предложила другим странам СНГ также выйти из режима ограничений в отношении непризнанной республики. Президент РФ Владимир Путин 16 апреля поручил правительству разработать меры по оказанию предметной помощи населению Абхазии и Южной Осетии и взаимодействовать с фактическими органами власти непризнанных республик.
После развала СССР Абхазия, входившая в состав Грузинской ССР, заявила о своей независимости. Грузия в августе 1992 года ввела войска в Абхазию, но встретила там вооруженное сопротивление. Вооруженный конфликт, приведший к потере Грузией контроля над Абхазией, завершился 30 августа 1993 года. С тех пор Абхазия добивается признания своей независимости, которую пока не признало ни одно из государств. Тбилиси рассматривает Абхазию как часть страны и предлагает ей широкую автономию в составе Грузии. Мир в зоне грузино-абхазского конфликта поддерживают Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, укомплектованные российскими военнослужащими. Переговоры по урегулированию конфликта прерваны в 2006 году.
В годы существования СССР Южная Осетия имела статус автономной области в составе Грузии. В 1991 году первый президент страны Звиад Гамсахурдиа упразднил автономию. Не согласившись с таким решением, южноосетинские власти оказали вооруженное сопротивление грузинским властям. После вооруженного конфликта, длившегося до 1992 года, Грузия потеряла контроль над этой территорией. Южная Осетия добивается признания своей независимости, однако Грузия считает ее своей составной частью, предлагая ей широкую автономию. Мир в зоне конфликта поддерживает смешанный миротворческий контингент, состоящий из трех батальонов (российского, грузинского и североосетинского). В состав каждого из батальонов входит 500 человек.
Органом урегулирования конфликта является Смешанная Контрольная Комиссия с сопредседателями от России, Грузии, Северной Осетии и Южной Осетии. В последнее время официальный Тбилиси ставит под сомнение работу в этом формате, с чем не согласны другие стороны переговорного процесса.