Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Один из лидеров мировой алюминиевой отрасли, объединенная компания "Российский алюминий" (ОК "Русал") 24 апреля завершила сделку по покупке блокпакета (25% плюс одна акция) "Норильского никеля", крупнейшего в мире производителя этого металла. Эту долю «Русалу» продал один из двух основных совладельцев «Норникеля» Михаил Прохоров - за 14% акций алюминиевой компании и более $7 млрд деньгами. Таким образом, положено начало созданию на российской почве одного из крупнейших мировых горно-металлургических конгломератов.
Первоначально Прохоров должен был продать этот пакет второму основному владельцу «Норникеля» Владимиру Потанину. Так бывшие партнеры решили еще в начале 2007 года, когда стали делить свою бизнес-империю. Но с тех пор они рассорились настолько, что к концу прошлого года стало ясно: Прохоров не хочет продавать свой пакет Потанину.
В ноябре 2007-го Прохоров почти одновременно сделал предложение о продаже своего блокпакета и Потанину, и «Русалу», главным акционером которого является Олег Дерипаска, самый богатый человек в России по оценке журнала Forbes (личное состояние - $28,6 млрд).
Но перед Потаниным Прохоров поставил совершенно нереальные условия - $15,7 млрд деньгами. Эту сумму бывший партнер собрать не смог. Дерипаске же Прохоров предложил блокпакет «Норникеля» на более выгодных условиях, за 11% акций «Русала» и официально неназванную денежную доплату.
Однако сделка Прохорова с Дерипаской тоже оказалась под угрозой срыва. Прохоров, похоже, засомневался, не продешевил ли он, и стал затягивать объединение с «Русалом». Буквально за неделю до последней сделки с «Русалом» (17 апреля) он неожиданно уступил Потанину их совместный 8-процентный пакет в «Норникеле», долгое время бывший камнем преткновения.
В «Русале» поняли, что действовать надо решительнее, а, проще говоря, повышать цену за блокпакет Прохорова в «Норникеле». В итоге Прохоров получил за него 14% акций «Русала» и, по данным источников близких к сделке, более $7 млрд деньгами. Они же оценивают общую сумму сделки в $13 млрд. В ее рамках весь «Норникель» оценен в $60 млрд, а «Русал» - в $50 млрд.
За всей этой запутанной схемой скрывается фундаментальная экономическая тенденция - волна гигантских сделок по слияниям и поглощениям в горно-металлургической отрасли докатилась до России. В результате объединения «Русала» и «Норникеля» возникает диверсифицированный горно-металлургическая конгломерат с глобальными амбициями.
«Русал» и «Норникель» производят разные металлы, являются лидерами в своих отраслях и удачно дополняют друг друга. Подобный гигант значительно легче сможет привлекать финансирование на мировых рынках, что даст ему еще больший потенциал для международных слияний и поглощений. Если механически сложить капитализацию «Русала» и «Норникеля» ($60 млрд+$50 млрд=$110 млрд), объединенная компания займет четвертое место в мире в секторе цветных металлов, уступая лишь австралийским BHP Billiton и Rio Tinto и бразильской CVRD.
Но эта длинная сага еще очень далека от завершения. «Русал» в принципе планировал полное объединение компаний, а для этого надо выкупать контрольный пакет «Норникеля». Теоретически это можно сделать за счет скупки долей миноритарных акционеров, которым принадлежит в сумме около 40% акций «Норникеля». Но финансовые возможности «Русала» не безграничны. Поэтому сейчас в алюминиевой компании заявляют, что, если обстоятельства не позволят, увеличение доли в «Норникеле» не принципиально: достаточно и блокпакета, чтобы принимать активное участие в управлении комбинатом, выстраивая партнерские отношения с другими акционерами.
Крупнейшим же акционером «Норникеля» стал Потанин. Благодаря тому, что Прохоров набивал цену за свой блокпакет, Потанин смог консолидировать 32% акций комбината. Более того, за это время он начал переговоры об обмене активами «Норникеля» и«Металлоинвеста» Алишера Усманова, еще одного российского горно-металлургического олигарха.
После известия о сделке Прохорова с «Русалом» в «Металлоинвесте» заявили, что не собираются отказываться от переговоров с «Норникелем». Таким образом, нельзя исключать даже тройственного слияния «Русала», «Норникеля» и «Металлоинвеста». В этом случае создаваемый российский горно-металлургический гигант будет еще мощнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции