На днях в Москве состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по делам СНГ, в ходе которого были рассмотрены обращения парламентов Абхазии и Южной Осетии о признании их независимости, а также обращение по этому же вопросу парламента Республики Северная Осетия (Алания) - субъекта Российской Федерации. С просьбой рассказать об итогах этого заседания РИА Новости обратилось к председателю Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадиму Густову.
- Вадим Анатольевич, так что решили сенаторы? Надо ли России признавать независимость этих народов?
- Вопрос этот очень и очень не простой. Конечно, самое эффектное - прокричать: признали! Мировая пресса ох как сразу будет шуметь - дня два. Но это крайне неэффективное решение, что Совет Федерации прекрасно понимает.
Признание любой территории несет с собой колоссальную ответственность, прежде всего, за ту страну, которую признают. Если сейчас говорить о признании Абхазии и Южной Осетии, то мы как бы соглашаемся с косовским вариантом. И чем мы тогда отличаемся от тех, кто нарушает международные обязательства?
Сейчас российские миротворцы и в Абхазии и в Южной Осетии выполняют свою функцию, и выполняют очень хорошо. Они туда пришли не сами, они имеют полномочия руководителей СНГ, а, кроме того, каждые шесть месяцев Совет Безопасности ООН продлевает мандат их миротворческой миссии. И при этом всегда отмечает, что российские миротворцы в полной мере выполняют свои функции.
Мы полностью поддерживаем призыв Совета Безопасности к сторонам конфликта воздерживаться от любых актов насилия или провокаций, соблюдать ранее достигнутые договоренности, касающиеся прекращения огня и неприменения силы.
А в отношении двух непризнанных территорий наш комитет - и не только наш, совместно заседало три комитета - подтвердил ту концепцию, которая выдвинута президентом России. Он сказал четко: Грузия очень хочет в НАТО, а мы не хотим, чтобы НАТО с каждым годом приближалось к нашим границам. Потому что там проживает более 100 тысяч человек россиян, права и свободы которых, а также безопасность готова обеспечивать Россия. Они находятся вплотную к нашим границам, а там у России в 2014 году, между прочим, будут Олимпийские игры.
- То есть подразумевается, что если Грузия намерена вступить в НАТО, то без этих непризнанных территорий? А как конкретно Россия будет оказывать предметную помощь их населению, о которой говорил президент?
- Мы раскрыли свои карты: мы их сегодня не признаем, но, по решению соответствующих структур, мы говорим Абхазии и Южной Осетии, что Россия - их преданный друг и надежный сосед. И не просто говорим, но и делаем.
Наша задача не «прокричать», а реально помочь. Совет Федерации решил сосредоточить усилия вот на чем. Есть указ президента, который фактически в корне меняет состав отношений исполнительных структур российской власти и с Абхазией, и с Южной Осетией. Мы обратились к нашим сенаторам, особенно - к губернаторам: давайте каждый субъект Федерации, ну, кроме, может, Сахалина и Камчатки, серьезно проработает вопрос, какие могут быть точки соприкосновения их предпринимательского сообщества с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии. Речь идет о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и любом другом сотрудничестве с привлечением российских регионов.
Такая работа уже идет. Буквально завтра крупное соглашение с этими территориями будет заключать Москва. И именно это важно, на наш взгляд.
Мы сейчас все живем в рыночных условиях, и у субъектов Федерации нет свободных денег, чтобы просто оказывать помощь этим республикам. Надо создать предпосылки, чтобы туда пошел бизнес. А там есть, куда идти: есть и торговля, и морское сообщение, и великолепный курорт в Абхазии когда-то был. Абхазы - трудолюбивый народ, они будут работать - и будут зарабатывать деньги. Помочь с разминированием им надо, кроме того.
- Знаете, у россиян всегда было особенно теплое отношение ко всем народам Грузии, а не только к абхазам или осетинам...
- А мы готовы расширять экономическое сотрудничество со всей Грузией. Ведь Россия не просто сняла этой весной экономические санкции в отношении Абхазии. Она фактически то же самое сделала в отношении Грузии.
Только давайте не лукавить и не фальшивить. Рынка у грузинских товаров ни в США, ни в Европе нет. И их вина, и минеральные воды, и цитрусовые, и марганцевые руды никого не интересуют, они могут быть востребованы только на рынке СНГ.
Могу привести аналогичный пример с Молдавией. Когда Россия ввела ограничения на торговлю молдавским вином, что они только не делали, куда только его не предлагали - вплоть до Китая. Но могли продать только 30-50 тысяч бутылок. А за период с 1 октября 2007 года по 1 марта 2008-го - когда поставки, причем лишь частично, снова пошли в Россию - было продано 4,3 млн. бутылок. Вот он, реальный рынок. Для всех стран СНГ.
- Вадим Анатольевич, а какой прогноз вы можете сделать по российско-грузинским отношениям в целом?
- Тут многое зависит не от грузин. На самом деле многие в их руководстве - здравомыслящие ребята. Но они «сидят на американской игле». И это одна из их важнейших бед. Как только в России вышел упомянутый указ президента, министр иностранных дел Грузии тут же полетел в США - за консультациями.
Да, они могут открыть у себя американские базы и получать сколько-то миллионов долларов в год. Но это путь в никуда. Потому что без развитой экономики народ Грузии, в конце концов, скажет: «Слушайте, господин президент, но так же нельзя жить. Мы вам поверили, и что?»
С какой бы идеей люди не приходили к власти, если она не реализуется в течение 3-4 лет (могут привести пример Украины), она становится контрпродуктивной. И Саакашвили, думаю, это тоже понимает. Да, на внеочередных президентских выборах он победил, но впереди - выборы парламентские, и ситуация в стране крайне не простая.
У всех сейчас главный вопрос: а какой вектор развития будет у Грузии? И американцы это тоже понимают, потому и хотят форсированно принять Грузию в НАТО, чтобы «застолбить» себя там. Сесть на наши же бывшие военные базы. А приход натовских военных - это переход на их вооружение. То есть страна полностью втягивается в натовскую же стратегию.
Территориально Грузия - серьезная транзитная страна, и для нефти, и для газа. Если следом за ней подтянут Азербайджан - а серьезная обработка его уже идет - интеграции с Россией там просматриваться не будет. И это плохо для всех, особенно для Армении, которая оказывается полностью изолирована.
В мае в Грузии состоятся парламентские выборы. Думаю, что 4-5 грузинских партий преодолеют 5%-ый барьер. Если выборы пройдут без серьезных нарушений, на что я очень надеюсь, будет сформирован более прагматичный парламент. И с этим парламентом Саакашвили придется считаться.
Беседовала Ольга Серова.