Рейтинг@Mail.ru
Большая политика Москвы и маленькая политика Эстонии - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большая политика Москвы и маленькая политика Эстонии

Читать ria.ru в
Для жителей столицы те события обернулись бессонной ночью: начавшаяся мирно акция протеста вылилась в массовые беспорядки и погромы. Разъяренная толпа, предпочитавшая себя именовать "защитницей мемориала", грабила магазины, разбивала витрины и буйствовала на улицах.

Елена Шестернина, международный обозреватель, для РИА Новости.

На этой неделе исполняется ровно год "Бронзовой ночи". С 26-го на 27-е апреля 2007 года эстонские власти сносили памятник Бронзовому солдату на площади Тынисмяги.

Для жителей столицы те события обернулись бессонной ночью: начавшаяся мирно акция протеста вылилась в массовые беспорядки и погромы. Разъяренная толпа, предпочитавшая себя именовать «защитницей мемориала», грабила магазины, разбивала витрины и буйствовала на улицах. Что происходило дальше - все хорошо помнят. Массовые аресты, несколько десятков пострадавших, один погибший - то ли от действий полиции, то ли в разборках со своими же (смотря чьей версии верить - российского или эстонского правительства), суды над участниками погромов и членами движения «Ночной дозор», которые, по мнению эстонских властей, вовсе не защищали солдата, а эти погромы организовали. И «адекватный» российский ответ на надругательство над памятью павших за освобождение Эстонии: взятое в оцепление «молодыми российскими патриотами» посольство Эстонии в Москве, нападение на машину посла, многочисленные ноты протеста из МИДа и угрожающие заявления российских политиков.

И год спустя во всей этой истории так и не нашли абсолютно правых и абсолютно виноватых. Да и не могли найти. В конце концов, слишком разное у нас восприятие истории. Слишком часто приходится слышать от эстонцев, что прав был премьер Андрус Ансип, когда продавливал всеми правдами и неправдами решение о переносе памятника,  доказывая, что «самое место оккупанту на кладбище».

Да, история не знает абсолютной  правды. Кроме одной: когда речь идет о надругательстве над могилами умерших. А уж тем более павших за свободу своей страны. Как ни относиться к истории (а у нас с эстонцами, как ни крути, она общая) есть одно абсолютное зло - фашизм. А его ставить на одну доску нельзя ни с чем. Как бы этого ни хотели «эстонские патриоты», мечтающие, что рано или поздно Европа к ним прислушается и приравняет коммунизм и фашизм.

Впрочем, во всей этой истории есть одно «но». Когда ты знаешь, что на твоей стороне абсолютная правда, когда ты защищаешь память твоих отцов и дедов, тогда почему надо уподобляться тем, кто осмеливается перекапывать их могилы?  Россия могла выиграть эту необъявленную войну - аргументы у Москвы были куда более разумными, чем у Эстонии. Но Россия эту войну проиграла.

И ЕС, и НАТО встали на сторону Таллина. Запад ясно дал понять это - в том числе не кто-нибудь, а немецкий канцлер Ангела Меркель, представитель страны, которая как никакая другая в мире знает, что такое фашизм. На сторону Эстонии тогда в полном составе встала и НАТО, призвав «немедленно прекратить недопустимые действия», под которыми подразумевался тот хаос, который творился перед эстонским посольством в Москве.

Почему же это произошло? Почему ни одно из обещаний российских политиков, жаждавших отомстить Эстонии, так и не было выполнено? Ведь тогда, в апреле-мае 2007-го, ни депутаты, ни министры в выражениях не стеснялись, открыто называния Эстонию «фашистским государством» и «поклонницей нацизма». Они наперебой кричали, что «так дело не оставят». Совет Федерации предлагал разорвать с Эстонией дипотношения. МИД предупреждал «о серьезных шагах», а его глава Сергей Лавров заявлял, что «сравнение некоторыми странами коммунизма с фашизмом не относится к большой политике, это маленькая политика». Госдума предлагала ввести экономические санкции. А первый вице-премьер Сергей Иванов призывал бойкотировать эстонские товары и прекратить ездить в Таллин.

Что же реально было сделано? Никто дипотношений не разрывал. Более того: выяснилось, что для Москвы высылка нескольких российских военных из Грузии куда большая неприятность, чем снос памятника в Таллине. Из Грузии хотя бы в разгар конфликта посла отозвали, и визы выдавать перестали. В случае же с Эстонией не то, что о разрыве, даже о снижении уровня дипломатических контактов речи не шло. Санкции официально не ввели. Только несколько торговых сетей прекратили продавать эстонские товары. Вот уж поистине «адекватный ответ» на надругательство над памятью павших - не продавать сметану и кефир! Или показательный ремонт железной дороги, по которой в Эстонию шли составы с нефтью. Ее быстро отремонтировали - так быстро в России давно дорог не чинят.

Конечно, кое-какие потери Эстония понесла - транзит через Эстонию упал на 40%, Россия перенаправила часть грузов через Питер. Но точные цифры этих потерь никто назвать не может. Эксперты говорят примерно о 40 миллионах евро. Не слишком-то большая цена за надругательство за могилами.

Чего же испугались власти России? Что «грузинский сценарий» в Эстонии себя не оправдает, как не оправдался он в самой Грузии? Или побоялись еще больше обострить отношения с Евросоюзом, который вступился за обиженную «российскими патриотами» Эстонию? Или испугались, что Запад найдет очередную причину, чтобы не пустить Россию в ВТО? Или что не досчитаются нескольких сотен тысяч-миллионов долларов наши бизнесмены?

Или же - ответ куда более прозаичный. Ведь это очень по-русски: сначала причитать, бросаться громкими словами и ругать на чем свет стоит обидчика, а потом махнуть рукой и забыть. Только если забыть один раз, подставить один раз правую щеку, то не надо потом пенять, что нас по этой же щеке снова ударят и второй, и третий раз... И еще: это очень по-русски - не выполнять собственные  обещания. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала