Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Не сегодня-завтра можно говорить о том, что международное значение космодрома Байконур существенно возросло. На 25 апреля запланирован первый запуск по совместной российско-украинской коммерческой программе "Наземный Старт". Само название проекта не только тесно перекликается с успешно реализуемой международной программой «Морской старт», но и является ее продолжением и развитием.
Обе программы предусматривают наращивание российского участия на международном рынке пусковых услуг при выводе преимущественно на стационарную орбиту аппаратов различного назначения стран-заказчиков. Так, 25 апреля в космос планируется запустят израильский телекоммуникационный спутник Amos-3.
В качестве носителей с нового комплекса на Байконуре «Зенит-М» будут стартовать модифицированные ракеты «Зенит-2» и «Зенит-3» с цифровой системой управления. Следует особо отметить, что в целом программа ракет-носителей серии «Зенит», реализуемая днепропетровским КБ «Южное» демонстрирует, как изначально правильные оценки новых тенденций обеспечивают успешное развитие всего направление на многие годы вперед.
В 60-е - 70-е годы советское ракетостроение носило подавляюще военный характер. Однако руководство СССР во время распознало и оценило мировую тенденцию увеличения массы космических аппаратов связанного с бурным развитием в конце 60-х годов спутников связи, выводимых на стационарную орбиту Земли. Вот короткая статистика.
В 1965 г. международная организация спутниковой связи «Интелсат» запустила свой первый спутник «Early Bird», массой всего 39 кг, который проработал, между тем, три года и обеспечил бесперебойную работу 240 телефонных линий между Европой и Северной Америкой. Следующий аппарат того же года - «Интелсат-1» - весил уже 68 кг. «Интелсат-2», запущенный в 1967 г., имел массу 162 кг. Заработавший в 1968 г. очередной спутник этой серии весил уже 292 кг и обеспечивал в течение 5 лет 1500 телефонных линии и 4 TV-канала.
Рывок состоялся в 1971 г. Масса спутника «Интелсат-4» резко перевалила за тонну - 1385 кг. «Интелсат-4А», стартовавший в 1975 г, весил уже более полутора тонн. «Интелсат-5», выведенный на орбиту в 1980 г, не дотянул до двух тонн всего 130 кг, а обеспечивал 12000 линий связи.
Таким образом, за 15 лет масса связных спутников возросла в 25 раз. Учитывая этот фактор, а также значение связных космических аппаратов для обороны и экономики страны, руководство СССР санкционировало в марте 1976 г. программу разработки носителя «Зенит» на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 М.
Интересно, что уже в те годы в среде главных конструкторов и партийно-советских чиновников разгорелись нешуточные споры относительно компонентов жидкого топлива для перспективного носителя. Дело в том, что двигатели маршевых ступеней боевых ракет заправлялись высококипящими компонентами топлива, в частности, несимметричным диметилгидразином - весьма токсичным соединением.
Разработчики ракеты-носителя «Зенит» настаивали на применении низкокипящего «чистого» кислород-водородного топлива, исходя из того, что число запусков ракет-носителей серии «Зенит» будет гораздо большим по сравнению с пусками боевых ракет в рамках программы испытаний и боевой подготовки.
В конечном итоге победило «чистое» направление. Современная ракета-носитель «Зенит», предназначенная для запусков с космодрома Байконур, выполнена по двухступенчатой схеме. В качестве третьей ступени используется разгонный блок ДМ SLB, разработанный в корпорации РКК «Энергия». Энергетические характеристики ракеты позволяют выводить на низкие орбиты полезную нагрузку массой до 14 т., а на стационарную - до 1,6 т.
Между тем, новый проект радует не только владельцев космических аппаратов. Развертывание серийного производства «Зенитов» для «Наземного старта», наряду с морской программой - серьезный экономический стимул для развития как украинских и российских предприятий, так и Байконура.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции