Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В 2008 году в ряде СМИ появились сообщения о том, что Китай сумел скопировать российский истребитель Су-27. Параллельно поступила информация о том, что Китай начал производство истребителей J-11 (такое обозначение имеет копия Су-27) и намерен продавать эти самолеты третьим странам, что может подорвать позиции России на международном рынке оружия. Есть ли основания для столь пессимистичных выводов.
Китайское авиастроение, как таковое, возникло довольно давно - в начале 50-х годов прошлого века, когда с помощью СССР были освоены и запущены в производство копии советских машин - МиГ-15, МиГ-17, Ил-28 и других. Впоследствии Китай получил от СССР и более современные машины различного назначения - Ту-16, МиГ-21, Ан-12, и другие. Тесное сотрудничество с СССР позволило Китаю к середине 60-х годов создать вполне современные по тем временам военно-воздушные силы. Однако, вскоре после начала «Культурной революции» в самолетостроении КНР начался застой.
За 60-70-е годы Китай не сумел создать ни одного принципиально нового самолета. Высшим достижением в этот период стала разработка самолетов Q-5 и J-8, представляющих собой, соответственно, глубокую модернизацию МиГ-19 и МиГ-21. В тоже время СССР и США уже разрабатывали самолеты 4-го поколения. В итоге, к середине 80-х годов, ВВС Китая по уровню оснащения отставали от советских и американских военно-воздушных сил на 15-20 лет.
Отсталость китайских самолетов определила круг их покупателей - основными клиентами КНР стали беднейшие страны третьего мира, такие как Албания, Уганда, Бангладеш и другие. Кроме того, Китай активно поставлял самолеты в Пакистан, с которым его в те годы объединяло враждебное отношение к Индии.
Выход из положения китайское руководство вновь увидело в получении доступа к современным разработкам в области авиастроения. Первым шагом на этом пути стало приобретение в 1988 году у Израиля комплекта документации на истребитель Lavi. 16 лет спустя - в 2004 году - самолет израильской разработки, оснащенный российским радиоэлектронным оборудованием и двигателем, был запущен в производство под обозначением J-10 «Цзянбин».
Следующим шагом стало восстановление отношений с северным соседом. В 1989 году СССР и Китай подписали ряд соглашений о сотрудничестве в военно-технической сфере, и с этого момента китайское авиастроение вновь оказалось тесно связано с российским.
Наиболее значимым по своим последствиям шагом стала передача КНР документации и оказание помощи в развертывании лицензионно производства истребителей Су-27 из российских сборочных комплектов. Кроме того, из России в Китай были поставлены истребители Су-30МКК. Освоение новейших машин ОКБ Сухого позволило КНР не только получить превосходство в уровне оснащения над ближайшими соседями, но и познакомиться с последними достижениями в области авиастроения.
Тем не менее, серьезных успехов китайских авиационных инженеров пока не видно. Так, КНР все еще не смог освоить производство двигателя АЛ-31Ф, устанавливаемого на Су-27, а его китайская копия - WS-10A, как сообщается, имеет заметно меньший ресурс и не столь экономична. С другой стороны, китайские инженеры оснастили пилотскую кабину J-11B (усовершенствованного J-11) современным оборудованием, включая цветные жидкокристаллические индикаторы, что серьезно улучшило эргономику машины.
Сообщается также, что в Китае разработан новый радар для Су-27, имеющий лучшие характеристики по сравнению с советской РЛС Н001, однако уступающий новейшему российскому радару «Ирбис».
В целом, подводя итог, можно сказать что в Китае сумели спустя почти 15 лет после поставок первых Су-27 и спустя 10 лет после полета первого собранного в КНР из российских комплектующих самолета этого типа скопировать машину, разработанную в начале 80-х годов. В то же время, разработанные в России модификации Су-27, такие как Су-27СМ (глубокая модернизация строевых самолетов этого типа), который уже поступает в войска, и недавно начавший испытания Су-35БМ оставили и базовую машину, и ее китайскую копию далеко позади.
Разумеется, китайский истребитель найдет спрос на международной арене. Но из этого совершенно не следует, что перестанут пользоваться спросом машины российского производства. Предположения же о росте военной угрозы для России со стороны Китая выглядят еще менее обоснованными. Даже в случае, если такой конфликт, которого очевидно не хотят обе стороны и возникнет, то решаться его исход будет в любом случае не истребителями, сколь бы совершенны они не были.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции