Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.
Акция "Георгиевская ленточка" четвёртый год подряд стартовала накануне Дня Победы, 24 апреля. Судя по сообщениям, поступающим со всех концов России, она завоевала сердца миллионов единомышленников. Незамысловатый чёрно-оранжевый гвардейский бант, который в эти дни прикрепили к автомобильным антеннам, курткам, рюкзакам, койкам в ветеранских госпиталях - в общем, каждый в соответствии с собственной фантазией, стал для многих знаком памяти о тех, кто защитил независимость нашего государства, спас его от фашизма.
Всё-таки нет в мире другой такой страны, которая бы столь бережно хранила воспоминания о той страшной войне, о тяжелейших страданиях, которые довелось перенести нашему народу; наконец - о 27 миллионах убитых, умерших от голода и непосильного труда и неисчислимой армии раненых, искалеченных, обездоленных. Как свидетельствует международное исследование, проведённое к предыдущему юбилею Победы в европейских государствах, воевавших по разные стороны линии фронта, это именно так. Скажем, в России, да ещё на Украине почти 60% опрошенных часто вспоминают о погибших близких, чтят их память, в Германии и Австрии - 40%, а в других странах - ещё меньше.
Но есть глава в истории войны, в оценке которой европейцы расходятся куда как серьёзнее. Речь идёт о военных преступлениях той поры: 83% россиян и 62% поляков уверены, что их ни в коем случае нельзя предавать забвению, в то время как большинство опрошенных жителей государств, когда-то входивших в состав гитлеровской оси, придерживаются противоположного мнения. Однако если россияне, поднимая эту больную тему, имеют в виду исключительно бесчинства нацистов на оккупированных территориях, то те же поляки - и преступления советского режима. И не они одни.
Недавно в здании Европарламента состоялась премьера снятого латвийскими документалистами фильма «Советская история», в котором предпринимается очередная попытка переписать историю второй мировой войны. В анонсе, размещённом на специально открытом по этому случаю сайте, говорится, что эта лента - о сотрудничестве сталинского и гитлеровского режимов, о депортациях народов, о массовом убийстве польских офицеров в Катыни, о том, как «СССР помогал нацистской Германии разжигать Холокост». Как отмечается в рецензии в рижской газете Latvijas Avise, «цель создателей фильма - только и единственно помочь западноевропейцам разъяснить историческую правду».
Позволю себе в этом усомниться. На деле поиск истины здесь не при чём - весь публицистический пафос ленты направлен против нынешней России, которая, по мнению многих западных политиков и историков должна нести полную ответственность за преступления прежнего коммунистического руководства. Но вот вопрос: оказавшись правопреемницей советской империи, взяв на себя её обязательства, загрансобственность и долги, стала ли новая Россия правопреемницей и этого «наследства»? И, кстати, почему бы тогда заодно не возложить ответственность и на другие постсоветские государства, которые тоже взрастили немало палачей того периода?
Вопрос этот, конечно, сложный и неоднозначный. И очень жаль, что и в годы перестройки, когда мы сами открыли для себя шокирующие, убийственные факты недавнего прошлого, и с наступлением новой эпохи, руководители страны не сумели расставить все точки над «i». Репрессии сталинского режима, в том числе и во время войны, вроде бы признали и осудили, но не покаялись, полагая, что эти преступления к ним, да и вообще к нынешнему поколению россиян не имеют никакого отношения. Может быть, в такой позиции и есть своя логика, но не стоило ли тогда чётко и однозначно её разъяснить западным партнёрам, дабы те более не настаивали на нашем покаянии? Ведь не требуют его от современных немцев, австрийцев, итальянцев...
С другой стороны, не могу принять и такую точку зрения, которая нередко озвучивается в последнее время: мол, нельзя ставить на одну доску преступления нацистов и сталинского режима. На мой взгляд, это в корне неверно: и те, и другие преступления - против человечности, а значит, должны быть осуждены, а имена виновников преданы вечному позору. Без срока давности, без права на амнистию, а тем более - реабилитацию.
Столь же несомненно для меня и то, что россияне должны помнить о тёмных страницах прошлого своей страны - ведь стоит забыть историю, и она когда-нибудь снова повторится. Но я не хочу брать на себя вину за режим, который убил моего деда и миллионы моих соотечественников, в том числе и тех, чьи имена числятся в военном мартирологе.
Между прочим, как свидетельствует недавний опрос, проведенный Gfk Polonia, 69% поляков - и молодых, и людей старшего поколения - готовы простить россиянам Катынь. При этом известный кинорежиссёр Кшиштоф Занусси считает, что сам вопрос поставлен неверно. «Простить русским, то есть кому? Это ведь не российский народ проголосовал за то, чтобы совершить катынское преступление»,- заявил он в интервью газете Rzeczpospolita.
Память, как и история, избирательна. Но всё-таки не стоит её подгонять под чьи-то геополитические или националистические лекала и вводить исторические споры в политический оборот, жертвуя святынями. А для России такой святыней был и остаётся беспримерный ратный подвиг нашего народа, преклонение перед которым чуть ли не на генетическом уровне передается из поколения в поколение.
Как дань уважения этим людям 9 мая вся страна расцветёт «георгиевскими ленточками». Низкий поклон им - живым и ушедшим, поименованным и безымянным. Я же такую уже повесил над своим рабочим столом. А вторую в День Победы отнесу маме - как-никак, а она провела на фронтах войны долгие три года, четыре месяца и ещё четыре дня...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции