МОСКВА, 23 апр - РИА Новости. Госдума на заседании в среду рассмотрит пакет законопроектов, которые формируют институт общественных наблюдательных комиссий, призванных следить за соблюдением прав человека в местах лишения свободы.
Во втором чтении будет рассмотрен базовый законопроект "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности". В первом чтении планируется рассмотреть два законопроекта, которые определяют механизм взаимодействия общественных наблюдательных комиссий с Общественной палатой и уполномоченным по правам человека в РФ.
Как отмечается в пояснительных документах, в Госдуме еще с третьего созыва палаты находится законопроект об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в этом контроле. Документ уже принят в первом чтении. Законопроект предлагает создать общественные наблюдательные комиссии, которые будут осуществлять общественный контроль за тюрьмами и другими местами содержания заключенных.
Документ определяет цели и задачи общественного контроля, а также механизм его осуществления общественными наблюдательными комиссиями. Определяется также порядок формирования наблюдательных комиссий, формы их деятельности, ответственность комиссий и их членов.
Согласно законопроекту, в субъекте РФ образуется одна комиссия сроком на два года, ее численность - от пяти до 20 человек - устанавливает Совет Общественной палаты РФ. Правом выдвижения кандидатур обладают общероссийские, межрегиональные или региональные общественные объединения, имеющие государственную регистрацию и осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет.
О планируемых посещениях мест принудительного содержания комиссия уведомляет соответствующие территориальные органы внутренних дел, пограничные органы ФСБ РФ, управления образованием, а также вправе уведомить прокурора соответствующего субъекта РФ, приравненных к нему военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур.
Общественные объединения обязаны согласовывать с администрациями мест принудительного содержания планируемые мероприятия, сроки их проведения и указывать персональные данные.
По итогам осуществления общественного контроля комиссия направляет материалы уполномоченному по правам человека, в Общественную палату РФ, общественные объединения, СМИ, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, а также другие госорганы. Совет Общественной палаты по представлению прокурора субъекта РФ вправе принять решение о прекращении деятельности состава комиссии.
Два новых законопроекта, которые вносят поправки в закон об уполномоченном по правам человека в РФ и закон об Общественной палате, направлены на создание условий для эффективной работы общественных наблюдательных комиссий.
Так, поправки возлагают на Общественную палату обязанность по формированию в субъектах РФ общественных наблюдательных комиссий.
"Такое расширение полномочий Общественной палаты РФ логично, поскольку она представляет собой институт гражданского общества, сформированный из представителей общественности, и ее деятельность также связана с общественным контролем", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Новые поправки определяют, что уполномоченный по правам человека осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, которые образуются в субъектах РФ. Эти общественные комиссии должны содействовать реализации государственной политики в обеспечении прав человека в местах принудительного содержания. Общественные наблюдатели, согласно поправкам, ежегодно направляют уполномоченному по правам человека материалы по итогам их контроля.
Поправки также предусматривают, что Общественная палата должна информировать уполномоченного по правам человека о сформированных общественных наблюдательных комиссиях и изменениях в их составе.